Лидеры трех стран ЕС, самых сильных экономик содружества — канцлер ФРГ Олаф Шольц, президент Франции Эммануэль Макрон и премьер-министр Италии Марио Драги, — сев в железнодорожный вагон в Польше, отправились в совместную поездку в Киев. В столице Украины к ним присоединился президент Румынии Клаус Йоханнис. Четверка провела совместные переговоры с президентом Украины Владимиром Зеленским.
По итогам переговоров уже пятерка дала совместную получасовую пресс-конференцию. Стороны объявили, что Франция, Германия, Италия и Румыния поддерживают предоставление Украине статуса кандидата в члены ЕС. Формально это громкое заявление, но в таком статусе страна может пребывать десятилетиями: ярким примером того служит Турция, ставшая кандидатом в члены ЕС в конце прошлого века. А учитывая заявление месячной давности министра — делегата при МИД Франции по европейским делам Клемана Бона о том, что вступление Украины в ЕС займет 15–20 лет, процесс явно затянется. Помимо этого Украину пригласили принять участие в саммите G7 с 26 по 28 июня в Германии и в саммите НАТО с 28 по 30 июня в Испании.
На пресс-конференции Макрон заявил, что не собирается подталкивать Украину к каким бы то ни было уступкам и что Киев сам должен решать, на каких условиях заключать мир. Учитывая недавние откровения Зеленского о том, что Макрон предлагал ему отказаться от суверенитета над частью украинских территорий, «чтобы сохранить лицо президенту Путину» (что было отвергнуто), высказывание французского президента можно расценить как «делайте что хотите: вам решать и вам пожинать плоды своих решений». Обжегшись на неумении Зеленского держать язык за зубами и не желая терпеть обвинения в «вымогательстве украинских территорий», Макрон решил расставить все точки над i.
Не лучшим образом в последнее время складывались отношения Киева и с Берлином. Сначала случился громкий скандал из-за того, что Украина отказала президенту ФРГ Вальтеру Штайнмайеру в посещении страны, а затем посол Украины в Германии Андрей Мельник перешел к личным оскорблениям канцлера ФРГ, надеясь с их помощью улучшить германо-украинские отношения. Так что Шольцу было что сказать на пресс-конференции. Он заявил, что Германия массированно поддерживает Украину значительными финансовыми вливаниями (вследствие своей интеллигентности и дипломатичности Шольц не упомянул об огромных убытках германской экономики из-за антироссийских санкций), поставками оружия (хотя ранее журнал Spiegel сообщил, что Берлин до сих пор не поставил Киеву тяжелые вооружения), а также приняла у себя 800 тыс. украинских беженцев. В частности, руководитель германского правительства заявил о решении поставить Украине системы ПВО IRIS-T (способные поражать воздушные цели на расстоянии 40 км и на высоте до 20 км). Но канцлер ФРГ не сообщил о сроках поставок этой системы ПВО и о количестве установок. Канцлер находится в крайне сложном положении из-за давления коллег из правительства (они требуют принять решение о поставках оружия на Украину), понимая при этом пагубность такого пути. В итоге Шольц принял Соломоново решение: он объявляет о поставках вооружений на Украину, но не осуществляет их.
В результате в воздухе повис немой вопрос: зачем в Киев приезжали лидеры четырех европейских стран, особенно такие занятые люди, как Макрон, Шольц и Драги? Неужели ради того, чтобы объявить о своем решении через неделю проголосовать вместе с другими 23 членами Евросоюза за придание Украине статуса кандидата на вступление в ЕС? Макрон попытался уверить, что именно так дело и обстояло. «Относительно статуса кандидата было определенное разногласие в Европе. Поэтому я решил, что лучше всего приехать теперь, объединив поддерживающие страны, — чтобы потом, через восемь дней, мы приложили усилия для получения единогласия в Евросоюзе и подготовили утверждение статуса кандидата», — сказал президент Франции, не краснея.
Можно предположить, что основной темой переговоров все-таки были условия заключения мирного соглашения между Киевом и Москвой, однако на этот раз европейцы попросили Зеленского не комментировать их ход. Ранее именно Париж, Берлин и Рим оказались замечены в качестве самых активных посредников между Россией и Украиной. Их совместный визит был призван доказать Зеленскому, что сделанные предложения не результат «предательства» излишне «пророссийского» Макрона, Шольца или Драги (как ранее намекал Киев), а консолидированная позиция европейских тяжеловесов. Судя по расстроенному выражению лица Зеленского во время пресс-конференции, послание было донесено в максимально доступной для него форме. Приглашение Киева на саммиты и обещание статуса кандидата в члены ЕС должны были стать пряником, подсластившим крайне неприятное для Зеленского решение. Не совсем понятно, зачем на встречу пригласили президента Румынии, но, вполне возможно, у Киева были планы обострить ситуацию в Приднестровье, чтобы втянуть Молдавию в вооруженный конфликт. В таком случае Йоханнис был призван охладить и эти намерения.
Надежды Украины на поддержку США в войне «до победного конца» также тают с каждым днем. Администрация американского президента допустила очередную утечку в прессу: NBC News стало известно, что Байден сделал замечания госсекретарю США Энтони Блинкену и министру обороны Ллойду Остину за их высказывания во время визита в Киев 25 апреля. По мнению Байдена, они допустили агрессивность в отношении России и вселили излишнюю уверенность в Украину. Вряд ли Байдену, несмотря на его возраст, понадобилось полтора месяца, чтобы оценить высказывания своих подчиненных, просто за это время позиция Вашингтона по Украине трансформировалась и стала ближе к позиции Парижа и Берлина.