Испытание границ дозволенного

Норвегия пытается воспользоваться случаем и установить полный суверенитет над Шпицбергеном
Читать на monocle.ru

Не успел закончиться скандал с попыткой Литвы вопреки международным соглашениям запретить перемещение санкционных товаров по российской территории: из «материковой» части в Калининградскую область, как Норвегия попыталась повторить литовский прием. Осло решил запретить поставку российских грузов на архипелаг Шпицберген, на котором проживают около 500 российских граждан.

Если Литва запретила транзит товаров из России в Россию просто из вредности, то в норвежской попытке ущемить наши интересы прослеживается продиктованная банальной жадностью попытка единолично завладеть ресурсами Шпицбергена. На первый взгляд это может показаться странным: зачем поднимать скандал из-за четырех крупных и десятка мелких скал, торчащих из Северного Ледовитого океана гораздо севернее Новой Земли. Однако благодаря Гольфстриму летом острова можно перепутать с кавказским или крымским побережьем Черного моря. (Впрочем, попытка искупаться на местных пляжах моментально приведет в чувство любого отдыхающего.) Благодаря тому же теплому течению вокруг островов водится огромное количество рыбы, в частности трески.

Правовой статус Шпицбергена довольно путаный: до Первой мировой войны архипелаг имел статус свободной территории, как и Антарктида до принятия международной конвенции 1959 года (по иронии судьбы Норвегия претендует также на владение антарктическим островом Петра I, открытым в 1821 году российской экспедицией Беллинсгаузена—Лазарева). В 1920 году в Париже был подписан Шпицбергенский трактат — он распространял на архипелаг суверенитет Норвегии, при условии что Осло не станет размещать на островах военные базы, а право на эксплуатацию полезных ископаемых, природных и рыбных ресурсов в его территориальных водах получали все подписанты соглашения. Позже к подписанию этого документа присоединился СССР, получив право эксплуатировать все ресурсы архипелага.

Шпицбергенский трактат имел в себе явное логическое противоречие: с одной стороны, он позволял участникам вести свободную экономическую деятельность на острове, а с другой — норвежский суверенитет над архипелагом давал Осло возможность пытаться регулировать эту деятельность. Норвегия, прикрываясь фактом своего суверенитета над архипелагом, хотела ввести разрешительную систему на вылов рыбы в водах Шпицбергена, что явно вступало в противоречие с требованием Шпицбергенского трактата о свободной экономической деятельности подписантов. Конфликты у норвежцев случались не только с российскими моряками, но и с европейскими, в том числе с литовскими рыбаками. Однако идти на резкое обострение конфликта явно не в интересах Осло: разорвав Шпицбергенский трактат, норвежские власти могут обнаружить, что лишились международно признанного суверенитета над архипелагом. Норвегия пытается медленно выдавливать оттуда другие страны, словно несносный житель коммуналки, делая все для того, чтобы «соседи» съехали «добровольно».

СССР по достоинству оценил стратегически выгодное в военном отношении расположение острова. Москва не имела права размещать там военные базы, но и передавать Шпицберген в полное владение Норвегии (члену НАТО с 1949 года) не собиралась. Советский Союз занялся на архипелаге добычей угля, бессмысленной с экономической точки зрения, но позволяющей обеспечивать свое постоянное присутствие на Шпицбергене, не дающее Норвегии ни единого шанса повесить собственный замок на общую дверь. Более того, до 1990 года советские граждане составляли большинство жителей архипелага.

Сегодня, по мнению Норвегии, настало удачное время для очередной попытки лишить Россию права пользоваться ресурсами островов. В принципе, можно было бы не обращать внимания ни на вредных литовцев (и возить грузы в Калининград по Балтийскому морю), ни на противных норвежцев — и попытаться самостоятельно организовать доставку грузов на Шпицберген. Но опыт последнего руководителя СССР Михаила Горбачева прекрасно продемонстрировал, что вполне рациональные уступки, сделанные как противникам, так и союзникам, а позже и региональным властям, привели к эффекту домино, в результате чего сначала рухнул весь советский блок, а затем развалилась страна. Мировая политика, к сожалению, не клуб любителей поэзии, и многие страны, в частности Япония (мечтающая забрать Курильские острова), внимательно следят за сегодняшними прецедентами. Жесткий ответ Москвы Литве и Норвегии необходим не для решения сегодняшних логистических проблем, а для сохранения территориальной целостности страны в будущем.

Заявление российской стороны в адрес Литвы о неизбежности неприятностей, которые рано или поздно возникнут у Вильнюса из-за его одностороннего запрета на транзит наших грузов, похоже, подействовало на европейцев. По информации Reuters и Spiegel, Евросоюз и Германия ведут среди литовцев разъяснительные беседы о несомненной пользе того, чтобы мирные российские поезда бороздили просторы республики.