Управление контроля иностранных активов минфина США занесло ПАО «КамАЗ» (а также его «дочки»: НефАЗ, производящую автобусы, самосвалы и прицепы, и Тутаевский моторный завод) в черный список блокирующих санкций, так называемый SDN-list. Формальный повод — якобы использование КамАЗов в действиях против Украины. То, что техника военного назначения, отдаленно схожая с КамАЗами, производится другой компанией, не имеющей отношения к концерну, американцев не смутило. Привычная практика, впрочем.
Как и группа ГАЗ, попавшая в действующий список SDN ранее (и тоже под надуманным предлогом), ПАО «КамАЗ» теперь лишено возможности вести бизнес с юрлицами, зарегистрированными по американскому законодательству, а также осуществлять расчеты через банки, использующие в качестве валюты доллары США.
На практике это означает большую вероятность разрыва со многими китайскими партнерами, в частности с Weichai, с которой у Тутаевского моторного совместное предприятие по производству тяжелых дизелей и газовых моторов. Под вопросом и СП с китайской JAC по производству малотоннажных грузовиков «КамАЗ-Компас». Кроме того, китайские банки избегают проводить платежи от юрлиц, попавших в список, из-за опасения вторичных санкций. Другая проблема — сложности с экспортом грузовиков (в прошлом году КамАЗ поставил за рубеж 5,8 тыс. грузовиков, получив за них 25,9 млрд рублей (9,6% выручки).
Пожалуй, вовремя КамАЗ стал технологическим партнером АО «Москвич», с которым можно заключать договоры, не опасаясь вторичных санкций. После чего можно хоть автобусы НефАЗа собирать, хоть как перевалочную базу (и склад) для комплектующих использовать. Особенно если вспомнить, что, согласно базовому концепту московских властей, хозяев «Москвича», народный автомобиль — это автобус. Большой, низкопольный и желательно электрический.