За 200 дней канцлерства Олаф Шольц сломал то, что его предшественники Герхард Шредер и Ангела Меркель строили тридцать лет. Немецкая экономика посыпалась как карточный домик. Уже осенью выйдет ужасающая статистика по сокращению ВВП, падению промпроизводства, снижению реальных доходов населения и буйству инфляции. Страна впадает в структурный кризис.
Германия — государство, получившее наибольшее количество бенефитов от распада Советского Союза. Республика смогла не только восстановить единство — объединение ГДР и ФРГ дало мощнейший импульс для консолидации Европы и экономической экспансии Германии в Западную Европу, а также в Китай, который закупал много машин и оборудования.
С падением железного занавеса разрушились и экономические границы. ФРГ получила доступ к дешевой (освоенной) ресурсной базе стан СЭВ и постсоветского пространства. Немецкий бизнес получил не только огромный рынок сбыта, но и возможность интегрировать в свой экономический проект — зону евро — множество стран. За последние тридцать лет произошло то, чего страна не смогла добиться в результате двух мировых войн: объединение Европы и захват рынков ресурсов и сбыта, но не силой оружия, а силой экономики. Немецкие машины и оборудование стали символом экономического успеха Европы.
Несколько десятилетий шаг за шагом, день за днем немецкие синие воротнички ковали экономический триумф Берлина в Евразии. Внешнеэкономическую экспансию и рост немецкой экономики прекрасно отображает профицит торгового баланса. С 1991 года он системно рос, не уходя в минус ни в кризис 1998 года, ни в 2008-м, ни даже в ковидные времена. Тридцать лет Германия ежемесячно продавала во внешний мир больше, чем брала у него.
Что интересно, товарооборот между Россией и Германией последние двадцать лет соответствовал понятию «партнерство». Россия покупала у Германии примерно столько же, сколько немцы покупали у русских, — экономическая идиллия. Понятно, что из РФ в основном шли нефть, нефтепродукты, газ и уголь.
С поправкой на экономические кризисы товарооборот двух стран рос до революции на Украине 2014 года. Потом случился Крым, и развитие партнерства затормозилось: Россия стала закупать все меньше в Германии, а после 2014 года последовало заметное снижение цен на энергоносители, что уменьшало траты ФРГ на закупки в России.
Нового обострения отношений на Украине «партнерство» не выдержало. Однако с точки зрения статистики разлад, инициатором которого стала Германия, выглядит странно: экспорт из Германии в Россию упал до уровня двадцатилетней давности, тогда как импорт из России в Германию ставит рекорды. Итогом стал рекордный дефицит у ФРГ в торговле с РФ. Этот возникший дисбаланс — двойной удар по экономике Германии.
Так, в мае 2022 года в Германии впервые за тридцать лет зафиксирован дефицит торгового баланса. Это говорит о том, что старая модель закупки дешевого (постсоветского) сырья и производство из него высокотехнологичной продукции изжила себя. Германия, а с ней вся Европа входит в структурный кризис. Проблемы немецкой, да и всей европейской экономики прекрасно отражает курс евро, опустившийся по отношению к доллару до двадцатилетнего минимума — практически до паритета. Такой курс говорит о том, что капитал бежит из Старого Света, не видя там перспектив.
Основу дефицита торгового баланса Германии, а с ней и Франции, и Италии и других стран формируют резко подорожавшие энергоносители, в первую очередь природный газ, цена которого на биржевом рынке достигла 1900 долларов за тысячу кубометров. Такой уровень газовых цен в нефтяном эквиваленте соответствует цене 300 долларов за баррель, при этом на споте (поставки здесь и сейчас) котировки еще выше. Ясно, что такие цены неподъемны для промышленности и населения. А с учетом того, что на внутреннем рынке США и России цены на газ в десять раз ниже, это делает любую деятельность, требующую энергозатрат, в Европе экономически бессмысленной. Те же Штаты и Россия, обеспечивающие себя нефтью, газом и продуктами, выглядят на фоне Европы намного перспективнее.
Сошла на нет и военная бравада европейских политиков. Уже никто всерьез не обсуждает седьмой пакет санкций против России. Основная политическая мысль сосредоточена на вопросе, как справиться с потерями. Особенно заметна паника в кабинете министров ФРГ. Стратегия немецкого правительства по замене российского газа, подготовленная вице-канцлером Хабеком, «провалилась и не сможет дать газ, который нужен предстоящей зимой», — констатирует Bild. Проблема оказалась банальной: на рынке просто нет необходимых для перевозки СПГ газовозов.
На этом фоне всю прошлую неделю шел торг между правительством Германии и Канады об отправке турбины компании Siemens в Германию. Эта турбина, работавшая на газопроводе «Северный поток», уехала на техническое обслуживание в Канаду и там из-за санкций застряла. В результате давление в «Северном потоке», питающем Германию, упало. И вот в начале июля стало известно, что турбина все же едет назад. На фоне кризиса на рынке газа в ФРГ пока на экспертном уровне началось обсуждение запуска многострадального «Северного потока — 2», даже несмотря на то, что он находится под санкциями США.
Газовый кризис в Европе, едва начавшись, показал, что здоровье экономики Европы целиком и полностью находятся в руках России. Политики Европы уже готовы к мирным переговорам по Украине, запуску газовых магистралей, снятию санкций. Осенью, с наступлением первых холодов и выходом статистики по экономике Германии, Европа будет готова подписать акт капитуляции. Экономическое чудо Германии закончилось на Украине.