Как кризис европейской цивилизации повлиял на западное христианство
О книге Андреа Риккарди «Церковь в огне. Кризис и будущее христианства», хотя она не переведена на русский язык, стоило написать и потому, что он, возможно, первым показал влияние составляющих кризиса европейской цивилизации на глубокий внутренний кризис Католической церкви как института, и потому, что там есть вещи, способные вызвать интерес и заставить задуматься и вне конфессиональных границ.
Книга начинается с описания пожара собора Парижской Богоматери (15‒16 апреля 2019 года). С точки зрения автора, этот пожар имеет символическое значение. Огонь, опустошивший исторический центр европейского христианства, «символически отразил кризисную ситуацию, с которой Церковь сталкивается начиная с 1950-х гг. прошлого века.
Упомянутые составляющие кризиса цивилизационного: события 1968 года, сексуальная революция, женская (феминистская) революция, кризис семьи, кризис мужественности, кризис долженствования, возрождающийся национализм, великий миграционный поток, COVID-19 (когда, впервые в истории Италии, в ее храмах по решению правительства не осуществлялось богослужение).
А в церкви уменьшается число крещений и церковных браков. Молодые люди больше не верят в необходимость принадлежать к религиозным сообществам. Это не свидетельствует об исчезновении в людях веры, однако «гаснет Церковь», делает вывод автор.
Но, несмотря на кризис, только церковь может собрать по воскресеньям такое большое число людей, какое никаким другим общественным институтам собрать не под силу.
Правда, надолго ли это? Сквозная тема книги — недостаток духовенства. По мнению автора, «девальвация христианства как эффективного пути самореализации» происходит еще и потому, что для современного общества неприемлемым становится понятие «жертва», столь важное для христианской духовности.
Риккарди также рассматривает последствия для церкви «кризиса мужественности» и «революции женщин». Его первым масштабным проявлением был 1968 год, который «бросил вызов государству, армии, школе, университету, семье, церкви». Но больше всего пострадала «патриархальная власть: отца, магистра или настоятеля монастыря. Мужественность оказалась в тяжелом кризисе, фигура “отца” начала рушиться, а ведь именно она была естественной моделью, к которой должна была приспособиться любая власть, на любом уровне». Теперь же «нужно справиться с кризисом модели мужской власти, о котором мы слишком мало говорим».
«Мужественность оказалась в тяжелом кризисе, фигура “отца” начала рушиться, а ведь именно она была естественной моделью, к которой должна была приспособиться любая власть, на любом уровне». Теперь же «нужно справиться с кризисом модели мужской власти, о котором мы слишком мало говорим»
Далее Риккарди обращается к вопросу роли и места женщин на фоне кризиса «мужественности» переживающих «революцию» с повышенным стремлением взять на себя ответственность за происходящее, в том числе в церкви.
Автор предупреждает читателя, что он ведет речь не о необходимости женского священства, но о «создании большего пространства для женщин в церкви». Риккарди апеллирует к точке зрения русского духовного мыслителя Павла Евдокимова (1901‒1970), который «говорил <…> о создании в церкви “общинной взаимности” между мужчинами и женщинами».
В итоговой главе («Есть ли будущее?») Риккарди утверждает, что кризис не обязательно означает конец. Это может быть шанс на новый подъем. И цитирует оптимистические слова о. Александра Меня из его последней беседы: «Только близорукие люди могут воображать, что христианство уже было, что оно состоялось <…> в IV ли веке или еще когда-то. Оно сделало лишь первые, я бы сказал, робкие шаги в истории человеческого рода. Многие слова Христа нам до сих пор непостижимы, потому что <…> история христианства только начинается и то, что было раньше, то, что мы сейчас называем историей христианства, — это во многом еще неумелые и неудачные попытки реализовать его».
Andrea Riccardi. La Chiesa brucia. Crisi e futuro del cristianesimo. Bari, Laterza, 2021, pp. 256. / Андреа Риккарди. Церковь в огне. Кризис и будущее христианства.