Медь, никель, алюминий на мировых рынках стремительно дешевеют. Теперь трейдеры боятся не прекращения поставок из России, а рецессии по всему миру и ставят на спад глобального производства
Стоимость цветных металлов на мировых рынках падает вот уже второй месяц подряд. Индекс металлов, торгуемых на LME (Лондонская биржа металлов), с конца февраля упал на 25,4%. Сильнее всего обвалились цены на олово и алюминий. Причиной стала рецессия в странах Европы и США и падение спроса на некоторые виды металлов. Западные аналитики уверены, что это еще не конец и индекс LMEX может показать «ужасающий» обвал.
Второй квартал 2022 года может стать худшим для биржевых цен на металлы за последние 14 лет. Индекс стоимости металлов LMEX был на пике 7 марта, однако затем ушел в затяжное снижение. К июлю он растерял четверть своей стоимости. Если падение продолжится, для добывающих компаний могут наступить крайне трудные времена.
LMEX показывает стоимость шести металлов — меди, алюминия, цинка, свинца, никеля и олова. При этом большая часть индекса — это алюминий (42,8%) и медь (31,2%). Но сегодня падают цены не только на них, дешевеют все цветные металлы.
Сильнее всего снизились цены на олово. С начала марта этот металл подешевел на 44,6%. Серьезно упала стоимость и алюминия — на 35%. Медь потеряла 20,38% от мартовской цены. Цинк подешевел на 16,9%.
Никель же и вовсе продемонстрировал удивительный кульбит. С декабря прошлого года он постоянно рос. В январе 2022 года стоимость никеля на LME достигла 22 420 долларов за тонну — это был рекорд за десять лет. В марте же произошел и вовсе фантастический скачок. Неожиданно 8 марта стоимость тонны этого металла поднялась до 100 тыс. долларов из-за ошибки китайского крупного игрока (см. «Ошибка китайского магната», «Эксперт» № 12 за 2022 год). Но продержаться сколько-нибудь долго на сверхвысоком уровне цены на никель не смогли, и через несколько дней они перешли к планомерному спаду, который продолжается до сих пор. Сейчас никель стоит 23 158 долларов за тонну. За последние два месяца, с апреля, он потерял почти треть стоимости.
И дна в цветных металлах пока не видно. По оценкам компании «Открытие Research», текущие цены на цветные металлы все еще выше фундаментальных значений. Последние оцениваются с помощью incentive price — цены, стимулирующей инвестиции в новые проекты. Например, incentive price для меди составляет 7500‒8000 долларов за тонну, подсчитали аналитики. Сегодняшняя цена на этот металл выше — 8258 долларов за тонну. С другими видами цветных металлов аналогичная ситуация.
Причины падения у каждого из цветных металлов свои. Однако есть и несколько фундаментальных факторов. Первый и важнейший из них — возросшие риски мировой рецессии.
Экономисты брокерской компании Nomura Holding Inc прогнозируют, что в ближайший год с рецессией столкнутся США, страны ЕС, Япония, Австралия, Канада и Южная Корея. Причина — сверхслабая монетарная политика, проводимая центробанками по всему миру.
Как напоминает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман, цветные металлы — это производственные ресурсы, используемые в значительной степени в высокотехнологичных производствах. «Их котировки чутко реагируют на перспективы роста или снижения деловой активности, на стоимость инвестиций», — говорит Гойхман.
Финансовый аналитик группы компаний CMS, занимающейся консалтингом, Владимир Сагалаев уточняет: стоимость цветных металлов упала из-за снижения спроса, а тот, в свою очередь, упал из-за того, что восстановление крупнейших мировых экономик, в том числе Китая, который является одним из основных потребителей металлов, идет слишком медленно.
«Производственный индекс ISM, который отслеживает промышленный сектор экономики США, за июнь 2022 года составил 53,0 пункта. Это ниже прогнозного 54,9 и предыдущего значения в мае — 56,1. Это также говорит о том, что экономика США претерпевает трудности в восстановлении. Более того, замедление показателей на рынке недвижимости продолжает отрицательно сказываться на ценах на металлы», — продолжает Сагалаев.
Усугубил ситуацию и мировой кризис полупроводников. Возникший дефицит чипов привел к сокращению производства автомобилей и различной электронной техники — компьютеров, смартфонов, игровых приставок. Так, свинец дешевеет из-за снижения спроса на аккумуляторы для автомобилей. По данным организации International Lead and Zinc Study Group (ILZSG), в этом году на рынке свинца образуется избыток в 17 тыс. тонн, что толкает цены на этот металл вниз.
Похожая ситуация с оловом. Этот металл используется для припоев — соединений — в электронике, а также нужен в производстве бытовой техники, в судостроении и при создании солнечных панелей.
Цинк дешевеет из-за трудностей в авиационной отрасли. Как рассказал «Эксперту» доктор экономических наук, независимый промышленный эксперт Леонид Хазанов, корпорация Boeing отказалась закупать титан в России и в результате теперь не может выполнить план по производству 500 самолетов в 2022 году. «В результате стало нужно меньше двигателей для самолетов. Некоторые детали же из этих двигателей делались из никеля. Соответственно, спрос упал и на этот металл», — говорит Хазанов.
Вторым фактором падения цен на никель стало снижение выплавки нержавеющей стали, для которой нужен никель.
Аналогичная ситуация и с алюминием, который применяется в сплавах при строительстве самолетов и пароходов.
И наконец, медь. Она нужна в самых разных отраслях — в металлообработке, строительстве, машиностроении, автомобилестроении, производстве железнодорожных вагонов, приборостроении и электротехнике, в системах газоснабжения. «Снижение цен на медь свидетельствует о сокращении мировых объемов промышленного производства, — пишут аналитики “Фридом финанс”. — Отчасти это обусловлено политикой нулевой терпимости к COVID-19 в Китае, где власти останавливают работу заводов при малейшем росте числа заражений коронавирусом. Однако медь продолжала дешеветь даже в те моменты, когда Поднебесная снимала локдауны. Это еще один аргумент в пользу того, что объемы промышленного производства снижаются именно в глобальном разрезе».
Есть и другие, менее заметные причины падения. Так, по словам аналитика «Финам» Алексея Калачева, среди них, например, постепенное окончание транспортного кризиса. «Перебои в поставках сырья в постковидный период, а также опасения дефицита из-за геополитических рисков заставили промышленность увеличивать запасы на складах. Теперь эти запасы образовали навес над рынком. Рынок ищет новое равновесие, после которого рост может возобновиться», — сказал эксперт.
Падение цен на металл отразилась также на стратегиях инвесторов. Они, в том числе хедж-фонды, в последние несколько недель начали выходить из супердлинных позиций, пишет Энди Хомм, колумнист агентства Reuters, пишущий про рынок металлов. Крупные игроки все чаще ставят на падение.
Энди Хомм приводит данные, что на североамериканской бирже CME сегодня открыто 25 402 короткие позиции по фьючерсным контрактам на медь. Это самый высокий показатель с апреля пандемийного 2020 года. При этом прямые длинные позиции фондов по меди сократились с 42 тыс. контрактов в апреле до 33,9 тыс.
По оценкам же английского брокера LME Marex, сейчас на лондонской бирже открыто множество спекулятивных позиций по всей линейке торгуемых металлов. Эти показатели близки к многолетним максимумам. Другой брокер, Marex Spectron, приводит конкретные цифры: сегодня на LME открыты спекулятивные позиции на 1,5 млн тонн разных металлов. Это рекорд начиная с 2015 года.
Мартовская история с никелем на LME подорвала доверие инвесторов к торгам никелем. Некоторые инвесторы до сих пор не верят, что стоимость никеля на бирже отражает фундаментальные показатели.
Другие же инвесторы и вовсе начали думать над еще более глобальными вопросами. Например, о том, насколько товарные биржи устойчивы к спекулятивным играм крупных инвесторов и смогут ли они оставаться стабильными при повторении столь же резкого перепада цен. Отсутствие ясных ответов на эти вопросы заставляло инвесторов открывать меньше позиций на западных рынках металлов.
Падение цен на металлы на мировых рынках ведет к снижению маржи российских металлургов. Например, в первом квартале 2022 года средняя себестоимость алюминия в мире составила 2181 доллар за тонну. Сейчас стоимость металла на LME уже снизилась до 2400 долларов за тонну, и многие алюминиевые заводы начали работать в убыток. Ситуацию усугубляет то, что многие из них и так столкнулись с ростом издержек из-за санкционного давления.
Для российской металлургии сейчас нетипичное время, говорит управляющий директор рейтинговой службы Национального рейтингового агентства Сергей Гришунин. В прошлые годы от рецессии их спасала слабая национальная валюта, снижая себестоимость. Сегодня отсутствие экспорта накладывается на рост себестоимости и требования значительных дисконтов к мировым ценам при поставках за рубеж, говорит эксперт. В первую очередь страдают компании, которые не имеют собственных источников сырья, так как им себестоимость контролировать очень сложно. «Первый удар придется по черным металлургам. За ними последуют алюминий и цинк. Производители меди, никеля и золота теоретически должны легче пережить надвигающийся кризис», — считает Гришунин.
По мнению Леонида Хазанова, труднее всего сейчас производителям свинца и компании «Русал». Первые вынуждены были полностью остановить экспорт. Лицензии на вывоз свинца Минпромторг только начинает выдавать: на прошлой неделе первым право на экспорт получил завод «Фрегат».
«Русал» же столкнулся с падением цен на алюминий. Кроме того, ему перестала поставлять глинозем Австралия, и одновременно остановился глиноземный завод «Русала» на Украине — в Николаеве. «Я допускаю, что “Русал” уже сократил свое производство. Если ситуация осложнится, какой-то из заводов этой корпорации может быть остановлен. Я думаю, это будет либо Новокузнецкий алюминиевый завод, либо Кандалакшский алюминиевый завод», — полагает Леонид Хазанов.
Аналитик инвестиционной компании «Велес Капитал» Василий Данилов говорит, что лучше себя чувствуют «Норникель», «Евраз», «Северсталь» и НЛМК. У них более низкие издержки и высокая вертикальная интеграция. «Однако и в их случае текущая рентабельность гораздо ниже значений прошлого года», — уточнил эксперт.
Финансовый консультант Сергей Макаров напоминает, что «Норникель» и «Русал» пока не подпадали под санкции. «При этом с большой долей вероятности “Норникель” и не окажется под санкциями. Компания является одним из крупнейших производителей палладия и никеля в мире. Большая часть продукции идет в Европу. ЕС, продвигающая “зеленую” политику, не сможет отказаться от аккумуляторов для электромобилей и катализаторов для двигателей внутреннего сгорания, очищающих выхлопные газы. Это приведет к автомобильному коллапсу», — рассуждает Макаров.
Цены на цветные металлы вполне могут в ближайшее время продолжить падение, считает Василий Данилов. Это будет происходить, если регуляторы ведущих стран не смогут взять под контроль инфляцию и предотвратить рецессию в 2023 году.
«Рецессия становится все вероятнее и ближе, — подтвердил Марк Гойхман. — Поэтому есть вероятность дальнейшего снижения котировок цветных металлов, хотя и меньшими темпами, чем в последние месяцы».