Туризм не за горами

Аэропорты, близкие к курортам Крыма, закрыты. Вся нагрузка легла на РЖД
Читать на monocle.ru

Комитет Госдумы РФ по развитию туризма и туристической инфраструктуры подвел промежуточные итоги. В прошлом году развитие туризма стало нацпроектом и впервые на развитие отрасли были выделены значительные бюджетные средства: 160 млрд рублей. В 2022 году из-за санкций добавили 20 млрд. Цель господдержки — создать развитую туристическую инфраструктуру и стимулировать инициативы в сфере детского, медицинского, экологического и иных видов туризма.

Ключевой закон, принятый в минувшую сессию, — об электронных путевках. С сентября сведения обо всех туристических услугах в России должны вноситься в единую систему: клиент, приобретший путевку, зайдя на отраслевой сайт, сможет увидеть свой счет и подрядчиков работ и понять, за что платит деньги. По мнению председателя комитета Госдумы по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаева (партия «Новые люди»), подобная прозрачность защитит граждан от мошенников, а также позволит отследить основные турпотоки россиян как внутри страны, так и за рубежом.

Другая важная мера поддержки туризма в этом году — нулевая ставка НДС для гостиничного бизнеса. Пока рано давать ей оценку, но очевидно, что для отечественного рынка это мера беспрецедентная. Такие ставки действуют лишь в самых передовых в индустрии туризма странах. Не исключено, что после подведения итогов летнего сезона эту меру господдержки распространят и на другие туристические сферы.

Самая большая проблема в условиях санкций и повышенного спроса россиян на внутренний туризм связана с низкой доступностью отдыха. Например, некоторые гостиницы на юге страны повысили цены на 40–50%. На рынке не только недостает мест размещения, но и существует серая зона: соотношение легальных и нелегальных мест размещения туристов — 50 на 50.

Картину усугубляет транспортный коллапс. В частности, из-за закрытия воздушного сообщения с Крымом на РЖД навалился большой объем перевозок. В прошлом году туда самолетами доставили четыре миллиона пассажиров, тогда как поездами лишь миллион. Даже если РЖД увеличат перевозки в два с половиной раза (а это максимум), порядка трех миллионов человек не доберутся до полуострова. Последняя инициатива депутатов, которую обсуждают в правительстве, — введение транспортного кешбэка. В тот же Крым летом на автомобилях приезжают около пяти миллионов человек (половина всех отдыхающих). Господдержка для них может выражаться как в непосредственных выплатах, так и в льготах при поездке по федеральным трассам.

Большие надежды связаны с речным туризмом, сегодня составляющим менее 5% турпотока. Первое направление — развитие круизного флота, который способен решить сразу две проблемы туриндустрии, будучи и средством размещения, и средством доставки. За последние 30 лет в России построили только один круизный теплоход —«Мустай Карим». Сейчас достраивают лайнер «Петр Великий». Второе направление — создание водного пути для скоростных судов. Например, на Зеленодольском судостроительном заводе выпускают пассажирские «Метеоры», передвигающиеся по реке со скоростью 65 км/час. В рамках ПМЭФ было подписано соглашение «Великий волжский путь», обеспечивающее водный путь между пятью регионами: Татарстаном, Чувашией, Марий Эл, Самарской и Ульяновской областями. «Если этот проект окажется успешным, его распространят и на другие реки нашей страны», — поясняет член комитета Артем Прокофьев (КПРФ).

Приоритетное направление — детский туризм. Всего в России 27 млн детей, но полноценный оздоровительный отдых доступен лишь 1,5 млн. Наиболее успешный механизм, позволяющий увеличить число отдыхающих, — кешбэк; его ввели в прошлом году в качестве эксперимента. Изначально на выплаты субсидий по детскому отдыху было запланировано 7,5 млрд рублей, потрачено 13 млрд. Схожие объемы господдержки будут и в этом году. По мнению члена комитета Аллы Салаевой («Единая Россия»), современные дети нередко требовательнее взрослых: им требуется интерактив, безопасность и высокое качество услуг.

Но самые амбициозные планы касаются нового закона «О туризме и туристической деятельности», который рассчитывают принять до конца 2022 года. Сейчас действует закон от 1996 года, регулирующий в основном выездной туризм. Конечно, за это время было внесено много правок, частично регулирующих и внутренний туризм. Пока депутаты ждут доработанный текст: первый вариант закона они вернули на доработку в правительство из-за многочисленных нареканий. «На данном этапе экономический потенциал российской туристической отрасли не раскрыт: во всем мире туризм занимает десять процентов в ВВП, а у нас не более четырех», — резюмирует заместитель председателя Госдумы РФ Шолбан Кара-Оол.