Федеральный бюджет за шесть месяцев 2022 года исполнен с профицитом в 1,37 трлн рублей. Доходы бюджета по итогам первого полугодия прибавили 24,4% по сравнению с тем же полугодием 2021 года и достигли 14 трлн рублей — исключительно благодаря дорогой нефти в первом квартале. Так, в казну поступило 6,37 трлн нефтегазовых доходов — против 3,8 трлн за аналогичный период 2021 года. Однако с каждым месяцем динамика доходов относительно предыдущего года ухудшается (в июне уже зафиксирован небольшой дефицит), и по итогам текущего года Минфин все еще ожидает дефицита в 2% ВВП (около 2,6 трлн рублей) — как из-за снижения доходов, так и в результате роста расходов. По оценке Газпромбанка, доходы бюджета в 2022 году сократятся на 0,4% год к году, до 25,2 трлн рублей. Расходы же вырастут на 9,6%, до 27,2 трлн рублей, вновь образовав дефицит.
Так, на нефтегазовые доходы будет давить вероятное снижение цен на нефть и газ из-за рецессии в ряде стран, серьезное сокращение добычи и экспорта газа и укрепление рубля. По некоторым расчетам, последнее «отнимает» у бюджета примерно 270 млрд рублей в месяц относительно курса 75 рублей за доллар. Что в итоге выльется в 3,3 трлн рублей недополученных доходов в год.
Напомним, рубль укрепился на 19,5% за июнь и на 50,3% — со второй декады февраля. По данным ЦБ РФ, курс доллара на 15 июля составляет 58,26 рубля. Минфин России внес в правительство свои предложения по новому бюджетному правилу. Скорее всего, доллар и евро будут заменены на валюты дружественных стран.
«Интервенции должны производиться только в таких валютах. Тогда через кросс-курсы будет меняться отношение рубля к доллару и евро. Но конкретные валюты я не хотел бы называть», — сказал министр финансов Антон Силуанов.
Что касается ненефтегазовых доходов, то за первое полугодие 2022 года они едва превысили уровень аналогичного периода 2021-го: 7,64 трлн рублей против 7,5 трлн. И второе полугодие может стать более сложным: из-за проблем с производством в автомобильной отрасли, в металлургии и других секторах бюджет может недополучить налог на прибыль и НДС плюс под вопросом НДС на ввозимые товары по причине падения импорта. И невозможно не упомянуть, что это в значительной степени вина самих Минфина и ЦБ. Много лет их подвергали критике за то, что они абсорбируют деньги в западных активах, вместо того чтобы вкладывать их во внутреннее производство, и теперь реализовался самый худший сценарий: внешние активы заморожены, а внутреннее производство не развито.