Опираясь на исторический опыт и на совместные усилия народа, власти и бизнеса, можно сделать Россию ведущей экономикой мира, уверен Александр Голосов, коммерческий директор ГК «Эра»
— Можете ли вы назвать три слова, которые лично для вас характеризуют Россию?
— «Водка, медведь, балалайка». Шучу, конечно. Это сказали бы за границей. Стоит заметить, что далеко не везде. Хотя во время заграничных поездок стереотипность мышления по отношению к русским все-таки наблюдается, особенно по части алкоголя. Все сильно удивляются, когда ты им говоришь, что не употребляешь алкоголь в тех дозах, которые они себе нарисовали в воображении.
Для меня же Россия — это прежде всего многонациональность, сила, честность, гостеприимство, бескрайние просторы и самые лучшие люди в мире.
— На ваш взгляд, почему у России так и не получилось ни стать частью европейской государственного и культурного ансамбля, ни стать «своей» для стран азиатского региона?
— Потому что у России свой путь развития. Это значит, что она не может быть частью того или иного «ансамбля». России и ее гражданам это и не нужно. На территории нашей страны проживает более 190 народов, Россия — это отдельный самостоятельный «ансамбль» и даже целая цивилизация. Это совсем не значит, что наша страна должна быть закрытой, наоборот, она должна постоянно развивать отношения с внешним миром, но, учитывая собственные интересы, она должна иметь свой «особенный путь».
— Какие события и фигуры определили логику российской истории в наибольшей степени?
— Первым значимым событием, повлиявшим на ход истории нашего государства, я бы назвал установление преемственности власти первыми правителями Руси, если быть точным, то князем Святославом Игоревичем (так называемое лествичное право — передача наследных прав сначала по горизонтали между братьями, от старших к младшим, а затем — по вертикали между поколениями, вновь к старшему из братьев младшего поколения. — «Эксперт»). Я считаю, что такая форма престолонаследия была ошибкой. К сожалению, эту ошибку не исправили в последующем даже такие мудрые правители, как Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый и Владимир Мономах. Результатом этой ошибки стали междоусобные войны, длившиеся почти двести лет. И последовавшее за этим татаро-монгольское иго.
Вообще, на мой взгляд, логика в истории нашего государства была не всегда. Ярким примером отсутствия логики является кардинальное изменение системы управления государством при Иване Грозном. Из «собирателя земли Русской», успешного полководца и завоевателя царь превратился в деспота и тирана. Я считаю это одним из поворотных моментов в жизни государства. Если бы во второй половине жизни Грозный продолжал следовать тому курсу, с которого начинал свое правление, то не было бы поражений в войнах и столкновениях с крымскими татарами, шведами, страшной опричнины и, в конце концов, не случились бы события, которые привели к Смутному времени и смене царской династии.
У России свой путь развития. Это совсем не значит, что наша страна должна быть закрытой, наоборот, ее развитие и отношения с внешним миром должны быть постоянными, но, учитывая свои интересы, свой «особенный путь»
Смутное время также считаю важнейшим эпизодом нашей истории. С точки зрения государственного строительства в результате мы могли потерять независимость и самостоятельность нашего государства. Это была реально первая Отечественная война, когда все народности, все люди, независимо от классов и сословий, в едином строе выступили за спасение своей Отчизны. И победили! Именно тогда российские люди показали, что в самые страшные и тяжелые минуты мы соберемся с последними силами, выстоим, перенесем все невзгоды и вместе справимся со всеми неприятностями. В последующем, как всем известно, эта черта нашего многонационального народа не раз спасала государство.
Ну и третьим значимым событием, повлиявшим на ход истории, я считаю начало двадцатого века — это кризис власти, Русско-японская война, Первая мировая война и последовавшая за этим революция, которая кардинальным образом изменила ход истории страны и жизнь ее народа.
— Миссия России — есть ли она вообще? И если да, то менялась ли она или оставалась неизменной?
— Одной из миссий России, и современной, и исторической, на мой взгляд, является сохранение единого и нерушимого государства при огромной многонациональности состава граждан, с сохранением интересов, ценностей и принципов всех этих национальностей. При этом и здесь очень важный момент: интересы одного народа могут нарушать права другого. Задачей государства является не допустить нарушения чьих-то прав и не дать на этом фоне разгореться межнациональным конфликтам.
— Часто говорят, что миссия России — «спасение» мира, тех или иных ценностей. Вы согласны с этим? А что мы спасали? Что мы спасаем сейчас? Какие ценности?
— Семейные ценности. Например, брак и союз влюбленных должен быть только между мужчиной и женщиной. И я очень рад, что родился и живу в стране, где этой ценности придерживаются и охраняют ее. Я толерантно отношусь к людям-гомофилам, как их теперь называют, но не хотел бы, чтобы гомофильное движение получило развитие в нашей стране.
— История России для вас, скорее, полна трагедий или побед? Какие исторические события можно назвать «национальным позором», а какие, наоборот, предметом восхищения?
— История России полна для нас и трагедий, и побед. Возьмем, например, Великую Отечественную войну. Победа в ней — это однозначно повод для гордости, но цена, которой она далась нашим предкам, — это повод для скорби.
— Можно и нужно ли гордиться российской историей? Если нужно, то для чего? Может быть, стоит меньше оборачиваться в прошлое и больше жить будущим?
— Историей нашего государства стоит однозначно гордиться, потому что, несмотря на все сложности, повороты истории, нашему государству и народу удалось сохранить единство и ценности. Я уверен: жить нужно, смотря уверенно в будущее. Для достижения успехов в будущем необходимо знать историю своей страны, своих предков. Она многому может научить, поможет учиться на ошибках прошлого, делать выводы из них, чтобы в будущем не допускать их.
— Некоторые считают, что Россия контролирует слишком много земель и ресурсов для такого малого населения и обязана поделиться с миром. Можно ли понять эту точку зрения?
— Я достаточно много по работе езжу по миру. Честно скажу, что открыто нигде не сталкивался с такой точкой зрения. Но если такое присутствует, то, что можно сказать в ответ? Что делиться с кем-то мы не намерены! Главное, чтобы и внутри нашего государства понимали, что это народное достояние, что им нужно распоряжаться бережно и во благо страны и ее населения.
— Возможно ли, что без наличия таких ресурсов мы жили бы успешнее, а экономика была бы более сложной?
— Трудно сказать однозначно, история не терпит сослагательного наклонения. На мой взгляд, мы должны думать о том, что у нас есть все, чтобы жить успешно, в том числе ресурсы. Нужно только правильно использовать данное нам богатство.
— Часто повторяют тезис, что Россия никогда не нападала, а только защищалась. Вы согласны?
— Тот, кто хорошо знает историю нашего государства, знает, что это не так. Наша страна, как оборонялась, так и нападала.
— Вы знаете свои корни? Интересовались родословной? Вам это важно, не важно? И почему? Представим, что есть бесплатная госпрограмма для каждого гражданина по восстановлению полного генеалогического древа. Нужно ли это стране? Или это дело каждого?
— На глубоком уровне свои корни не знаю. Могу рассказать только о своих предках три поколения назад. К сожалению, сейчас в нашей стране очень сложно восстановить свое генеалогическое древо.
Под традиционными ценностями я понимаю: саму жизнь, права и свободы граждан, патриотизм семью, или институт брака, нравственность и взаимоуважение, историю — как историческую правду, преемственность поколений, единство народов нашего государства
По поводу госпрограммы: считаю, что это нужно, не знаю, насколько стране, мне точно нужно! Я был бы одним из первых, кто воспользовался бы этой программой.
— Какой должна стать Россия, чтобы в ней захотели жить ваши дети? Чтобы не возникло мысли эмигрировать?
— В настоящий момент мне сложно представить такое развитие событий, чтобы кто-то из моих детей эмигрировал из страны. Стараюсь воспитывать их в духе патриотизма и того, что они должны быть полезны своей стране и ее народу. Россия должна быть благополучной страной. Страной возможностей. Страной, где можно составлять планы и реализовывать их. Страной достижения целей. Страной, в которой жить интересно и безопасно.
— Что нужно сделать сегодня для достижения этого, что изменить?
— Мы должны создавать все условия для развития будущих поколений внутри своей страны, для возможностей, для достижения ими планов и целей здесь, а не в эмиграции. Нужно инвестировать в детский и юношеский спорт, образовательные программы, проекты для развития творческих навыков. Прививать любовь к искусству, литературе, истории. Создавать кластеры для молодого поколения, аналогичные Кремниевой долине и Сколково, в различных регионах страны. Развивать туризм внутри страны, в том числе детский туризм и туризм для молодежи.
— Когда в современной России обсуждают образ будущего, что, на ваш взгляд, чаще всего упускают?
— Вопрос инвестиций в развитие будущих поколений, в программы для детей и молодежи.
— Кто должен стать актором этих изменений: народ, власть, бизнес, армия?
— Народ, власть и бизнес. Только совместными усилиями можно достичь результата.
— Что лично вы сделаете для достижения этого будущего? Зависит ли его наступление от каждого из нас?
— От каждого из нас многое зависит. В настоящий момент в нашей компании существует ряд социальных программ. К сожалению, пока реальность такова, что они помогают решать вопросы «здесь и сейчас». Но мы планируем расширить спектр таким образом, чтобы эти программы были нацелены и на результаты в будущем.
— Россия-2030 — какая она?
— Прогнозы — дело неблагодарное. Но хочется, чтобы Россия-2030 была страной, из которой не хотелось бы уехать ни одному ее гражданину. Той страной, в которой мечтал жить бы каждый.
— Назовите три слова, которые характеризуют Россию в контексте ее будущего через десять-двадцать лет. Любые символы, предметы, названия.
— Технологии, развитие, независимость.
— Должно ли государство будущего в России стать «ночным сторожем» или взять на себя активную ответственность за все сферы жизни людей?
— Нет, такого, чтобы государство за все отвечало, быть точно не должно.
— Что вы вкладываете в словосочетание «традиционные ценности»? Сможет ли Россия стать «заповедником» этих ценностей и не затормозит ли это наше развитие?
— Под традиционными ценностями я понимаю саму жизнь, права и свободы граждан, патриотизм, семью, или институт брака, нравственность и взаимоуважение, историю — как историческую правду, преемственность поколений, единство народов нашего государства. Это, на мой взгляд, общегосударственные ценности. Но у каждой национальности, населяющей наше государство, есть свои, в какой-то степени «индивидуальные» народные ценности. Если их удастся встроить в общегосударственные, то это будет ювелирной работой. Я не имею в виду под встраиванием, что их необходимо соблюдать всем, а говорю лишь о том, что если народности помимо общепринятых ценностей будут уважать ценности друг друга, то межнациональных конфликтов удастся избежать. И это точно не затормозит развитие. Ценности вкупе с развитием — это мощный стимул для прогресса.
В настоящий момент мне сложно представить такое развитие событий, чтобы кто-то из моих детей эмигрировал из страны
— О каких «индивидуальных» ценностях народов идет речь?
— Например, совершенно разное отношение к женскому полу у славянских народностей и кавказских, у русских и татар. Различное понимание процесса воспитания у этих народов. Основой различий, безусловно, является религия. Еще гостеприимство, хотя это вряд ли можно отнести к ценностям, скорее к обычаям, но на Кавказе этому придают большее значение, чем в европейской части России. Под уважением я понимаю, что не нужно идти «со своим уставом в чужой монастырь» и утверждать, что русское, или славянское, воспитание более правильное, чем татарское или чеченское.
— Как вы относитесь к военной форме для детей на праздник 9 мая? Армия — это важно для России?
— Вынужден признать, что в современном мире без сильной армии, причем размер не всегда показатель силы, вряд ли удастся договариваться на равных с теми, кто себя возомнил правителями в мире. Но развитие тематики армии и военной формы при этом я не поддерживаю.
— Глобальное будущее через двадцать-тридцать лет вызывает у вас тревогу, надежду, спокойствие?
— Надежду.
— Выберите вариант(-ы) глобального будущего. Куда движется мир? Почему?
— Лично мне бы хотелось, чтобы был вариант Д — «глобализация, отсутствие границ, национальных особенностей, мировое правительство». Но, к сожалению, реальность нынешняя говорит о том, что в ближайшем будущем, скорее всего, будет вариант Ж — «энергетический голод, деиндустриализация, перенаселенность».
— Как вы считаете, какую роль Россия будет играть в этом мире?
— Хочется надеяться, что в любом случае это будет ведущая роль.
— Какова может быть специализация России будущего в глобальном разделении труда?
— Очень хотелось бы, чтобы это был не сырьевой придаток для мира. Например, у нашей компании есть цель — производить продукцию, которой пользовался бы покупатель в каждой стране мира. Именно потребительский продукт, а не сырьевой. С гордостью могу сказать, что пока нам это удается. И если еще семь лет назад мы поставляли продукцию нашего производства в десять зарубежных стран, большинство которых было государствами, ранее входившими в СССР, то сейчас нам доверяют потребители из 60 стран.
— Путин: «Если кем-то принято решение уничтожить Россию, тогда у нас возникает законное право ответить. Да, для человечества это будет глобальная катастрофа. Для мира это будет глобальная катастрофа. Но я все-таки как гражданин России и глава российского государства хочу задаться вопросом: а зачем нам такой мир, если там не будет России?» Согласны ли вы с президентом?
— Согласен в том, что и мне не нужен такой мир, где не будет России. Но я очень надеюсь, что не все будет решаться на поле боя, а многое удастся решить переговорным путем и мир избежит глобальной катастрофы.