«Яндекс» меняет контент на еду

«Яндекс» уходит в сферу услуг
Читать на monocle.ru

«Яндекс» отдает свою главную интернет-страницу и прощается с контентными сервисами «Новости» и «Дзен». VK меняет эти активы на компанию доставки еды и продуктов Delivery Сlub. Такова суть сделки между компаниями «Яндекс» и VK, о которой было объявлено на прошлой неделе и которая должна завершиться до конца текущего года.

Обмен активами российские хайтек-гиганты готовили несколько лет, он отражает их движение в приоритетные для каждого направления. VK стремится усиливать медийно-контентную составляющую своего бизнеса, ее ядром является социальная сеть «ВКонтакте», вокруг которой компания нацелена развивать информационные сервисы. Инструментом реализации этой стратегии призваны стать полученные в результате новой сделки яндексовские ресурсы «Новости» и «Дзен».

«Яндекс», в свою очередь, пытается все больше сосредотачиваться на конкретных направлениях предоставления услуг населению, среди них такси, электронная коммерция, доставка готовой еды и продуктов. По оценкам аналитиков, в результате сделки «Яндекс» будет контролировать около половины отечественного рынка доставки продуктов питания. «По нашим данным, в 2021 году объем рынка доставки готовой еды и продуктов превысил 650 миллиардов рублей. Мы ожидаем, что в ближайшие годы рынок продолжит расти как минимум на 20 процентов в год, а доставка станет для миллионов людей повседневной услугой», — официально объясняет причину обмена активами руководитель фудтех-направления в «Яндексе» Дмитрий Масюк. В обмен на усиление позиций в сфере доставки «Яндекс» решил оставить высоты медийного рынка.

В связи с новыми приоритетами «Яндекса» интересные трансформации наблюдаются с его главной интернет-страницей (под доменом yandex.ru), которая, согласно договору, теперь перейдет под контроль VK. По данным Mediascope, совокупный ежемесячный охват главной страницы «Яндекса» в июле текущего года составлял 77,2 млн пользователей, и это один из самых высоких показателей рунета. По предварительной информации, после перехода к VK с этой страницы будет осуществляться редирект на сервис «Дзен» на домен dzen.ru. А «Яндекс», в свою очередь, начнет развивать собственную новую главную интернет-страницу с доменом ya.ru, где пользователю станет доступен его яндексовский профиль, почта и другие сервисы. Но главное, теперь по этому адресу будет располагаться поисковая система «Яндекса», которая до сих пор приносит компании значимую часть дохода: согласно официальному финансовому отчету, из 118 млрд рублей выручки компании во втором квартале текущего года 51 млрд пришлось на поисковую систему. Впрочем, при этом доход от услуг электронной коммерции, райдтеха (такси, каршеринга) и доставки составил чуть больше: 56 млрд рублей.

Наблюдатели опасаются, что потеря «Яндексом» своей главной страницы повлечет отток пользователей поисковой системы, из-за чего компания может потерпеть существенные убытки и даже начать рассматривать перспективу продажи своего поисковика. Однако в самом «Яндексе» уверяют, что не ожидают оттока пользователей, в крайнем случае временные потери компания сможет компенсировать растущей прибылью от услуг доставки. «Обе компании в результате сделки получают профильные для себя бизнесы. Правда, неизвестно, предусматривает ли сделка между “Яндексом” и VK только обмен активами или включает в себя денежную компенсацию. От ответа на этот вопрос будет зависеть дальнейшая реакция инвесторов на такие новости, — комментирует событие Георгий Ващенко, заместитель директора аналитического департамента Freedom Finance Global. — Рынок доставки еды характеризуется быстрым ростом: Delivery Club в первом квартале увеличил выручку на 75 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, до 4,8 млрд рублей, хотя данных о рентабельности сервиса компания не раскрывала. Интеграция Delivery Club в будущем году может принести “Яндексу” более 30 миллиардов рублей выручки. Если бизнес окажется рентабельным, то для компании предстоящая сделка, безусловно, будет выгодной».