Потолок цен на нефть — путь к мировому кризису

Потолок цен для российской нефти невозможен
Читать на monocle.ru

Министры финансов стран — членов G7 приняли решение установить потолок цен на российскую нефть, который начнет действовать с 5 декабря для сырой нефти и с 5 февраля — для нефтепродуктов. Идея заключается в том, чтобы привязать стоимость финансовых услуг, страхования и доставки нефтеналивных грузов к некоему ценовому потолку. Грузоотправитель или импортер смогут получить эти услуги только в том случае, если обязуются установить определенную цену на российскую нефть. Более того, пишет Reuters, G7 уже изучает возможность ограничить цены на газ — на этом особенно настаивает Италия, сообщили агентству официальные лица. А Франция призвала ограничить цены вообще на все энергоносители. 

Ограничение цены российской нефти, как полагают на Западе, усилит давление на Россию. Оно начнет действовать одновременно с эмбарго ЕС на импорт российской нефти. Вице-премьер Александр Новак в ответ на решение G7 пообещал прекращение поставок сырья. Он также отметил, что не слышал, чтобы к эмбарго на закупки российской нефти намеревались присоединиться Индия и Китай. Комментируя мнение Вашингтона о том, что потолок позволит снизить мировые цены на нефть, он подчеркнул: внедрение подобных мер не удешевит нефть, а просто полностью разрушит рынок. «Мы не слышали от нефтяных производителей, которые участвуют в рынке, хоть одного позитивного отклика на этот абсурд, который обсуждается всеми», — сказал вице-премьер.

Эксперты предупреждают, что реализация таких планов будет иметь самые неприятные последствия. Ограничения на цену продажи российской нефти стремятся ввести в основном страны, которые отказываются ее покупать: США и члены ЕС, напоминает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. Таким образом, они делают это «не для себя, а для соседа». Нефтяной потолок приведет к общему повышению цен, то есть к результату, прямо противоположному западным ожиданиям, уверен он. Россия далеко не единственный производитель и поставщик нефти. Если ограничить ей цены и выдавить таким образом с рынка, то другие станут эти цены поднимать — в полном соответствии со спросом. И импортерам придется платить больше. Кстати, на российскую нефть при ее низкой цене спрос тоже резко поднимется. И многие страны не устоят перед соблазном покупать ее, либо не присоединившись к «конвенции», либо в обход нее. Например, будут подмешивать российские сорта к другим, скрывать поставки. Расцветет реэкспорт из других стран.

Но возможен ли в принципе потолок цен ниже рыночных? Для этого нужно, считает эксперт, чтобы его приняли практически все покупатели российской нефти. В том числе в Юго-Восточной Азии, на Ближнем Востоке, в Южной Америке. У азиатских потребителей (в частности, у Китая и Индии, где Urals продается в больших объемах и с большим дисконтом) нет заинтересованности в лимитировании цен. А опасения по поводу сокращения добычи в России и поставок из-за низких цен тем более будут препятствовать согласию между ними. 

В общем, все достаточно прозрачно. Сейчас Россия экспортирует примерно 7,5 млн баррелей нефти и нефтепродуктов в сутки. Доля российской нефти в ее мировом потреблении — 5%, нефтепродуктов — 10%. Если теоретически представить их уход из экспортных объемов, мировая цена может подняться невероятно. Заместить такие объемы в существенной степени невозможно, цены все равно поднимутся, заключает Марк Гойхман.

По состоянию на 2022 год в ОПЕК+ входят 23 государства Ближнего Востока, Африки и Азии, напоминает Валерий Корнейчук, доцент, эксперт Высшей школы управления финансами. Государства — члены ОПЕК+ владеют 77% всех разведанных запасов нефти и производят 44% от объемов добычи нефти во всем мире, оказывая тем самым огромное влияние на рынок. Россия — член ОПЕК+, и на нее приходится порядка 14% мировой нефтедобычи.

Страны ОПЕК+ в рамках действующего соглашения учитывают интересы России. Любое изменение объема нефтедобычи согласовывается с нашей страной в выделяемых ей квотах от ОПЕК+. Визит Джо Байдена, который посетил Саудовскую Аравию, надеясь договориться о повышении нефтедобычи, с тем чтобы сбить мировые цены на нефть, не принес желаемых результатов. Теперь у стран G7 новая идея: они рассчитывают снизить их путем установления некоего потолка цен на российскую нефть. 

С точки зрения Запада, такой потолок суммарно снизит мировые цены на энергоносители — администрация США и Еврокомиссия рассчитывают тем самым если не победить, то хотя бы обуздать инфляцию, которая уже превысила 9% в Евросоюзе и 8,5% — в США. Однако, как указывает Корнейчук, американцы либо не учитывают, что замахиваются на стержень мировой экономики — рынок энергоносителей, функционирующий на основе баланса спроса и предложения, либо просто уже не видят другого выхода, даже понимая, что введение потолка цен на нефть, которую добывает Россия, работающая в тесном союзе со странами — членами ОПЕК+, приведет к турбулентности на рынке и обрушит его. 

А ведь к процессу нужно привлечь и другие страны, в частности Турцию, Южную Африку и Норвегию. Но они тоже проводят независимую от США политику. В условиях изменения списка поставщиков нефти возникнет ажиотажный спрос, и стоимость нефти может преодолеть планку в 300 долларов и выше за баррель. А это будет означать мировой энергетический кризис и, как следствие, рецессию.