Федеральный канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что Европейскому союзу необходимо «противостоять вызовам» со стороны России и Китая, для чего нужно в очередной раз расширить его за счет государств Западных Балкан, Украины, Молдавии и «в будущем» Грузии. Кроме того, германский лидер высказался за прекращение затянувшегося периода анархии в управлении Евросоюзом и высказал, хотя и завуалированно, претензию на единоначалие в нем. По мнению Шольца, нужно изменить принципы принятия решений по внешней политике ЕС: заменить существующий принцип консенсуса на принцип простого большинства голосов. Однако попытки Берлина навести порядок внутри ЕС и расширить его за счет беднейших стран, скорее, расколет и ослабит его.
Необходимость получать согласие всех 27 стран ЕС, принимая решения на уровне союза, стала удобным поводом для шантажа со стороны экономически слабых, но очень гордых стран. Польша и Венгрия особенно преуспели в деле непослушания Брюсселю, но при этом продолжают получать огромные средства из бюджета ЕС, который формируется большей частью за счет германских взносов в общую копилку. Варшава давно игнорирует общеевропейские правила, касающиеся независимости судебной ветви власти. Оставив за скобками проблему, кто прав в этой ситуации по существу, можно констатировать: налицо факт нарушения Польшей обязательств перед ЕС. Однако вместо наказания Брюссель решил выделить Варшаве 35 млрд евро помощи по программе ликвидации последствий пандемии. Европейская ассоциация судей и еще три организации подали в суд на Еврокомиссию и Совет Евросоюза за нарушение правил ЕС, запрещающих субсидировать страны, нарушающие обязательства перед союзом. В ответ Польша завела старую пластинку с требованием репараций от ФРГ за понесенные в годы Второй мировой войны разрушения. На этот раз глава правящей в Польше партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский назвал сумму в 1,3 трлн долларов, которые, по мнению политика, «не обременят» Германию. В 2017 году Варшава требовала от Германии 48,8 млрд долларов, спустя год 450 млрд, а затем 543 млрд. Такой разброс финансовых претензий к Германии свидетельствует о двух вещах: во-первых, суммы явно взяты с потолка, а во-вторых, претензии призваны сделать Берлин сговорчивее по другим вопросам. Аналогичный прием использует Греция: она вспоминает о требовании репараций от Германии, когда идут переговоры об очередном пакете помощи Афинам. Реальный пересмотр итогов Второй мировой войны может дорого обойтись самим полякам, получившим от Германии обширные территории на западе и севере современной Польши.
Предложение Шольца относительно большинства голосов призвано покончить с шантажом со стороны реципиентов германской финансовой помощи. Однако как можно провести ограничивающее права Польши и Венгрии решение об изменении правил принятия решений ЕС, которое требует согласия тех же Польши и Венгрии, канцлер Германии не пояснил. Заставить Варшаву, Будапешт и другие столицы отказаться от своих прав простыми уговорами о необходимости «повысить эффективность ЕС» не получится.
Возможное расширение Евросоюза за счет стран Западных Балкан, Украины, Молдавии и Грузии неизбежно изменит расстановку внутри него. Польша, Венгрия, Словакия и ряд других восточноевропейских стран перестанут быть «младшими детьми» в ЕС и, соответственно, основными получателями финансовой помощи. Более того, новые обстоятельства могут вынудить Варшаву и Будапешт стать финансовыми донорами для вновь принятых очень обширных, но крайне бедных территорий. Однако попытка урезонить финансовые и политические аппетиты ряда восточноевропейских стран и одновременно взвалить на ЕС дополнительную ношу в виде новых членов союза — стран с десятками миллионов нищих граждан чревато серьезными испытаниями.
История успешного развития Евросоюза совпала по времени с бурным ростом мировой экономики и с его расширением на восток. Попытка продолжить принимать новых членов в то время, когда большинство европейских стран испытывают экономические трудности, может лишь усугубить проблемы, а не решить их. Бегство Великобритании из ЕС связано не просто с нежеланием принимать толпы беженцев из Африки и с Ближнего Востока, но с необходимостью больших трат из британского бюджета на дотации восточноевропейским странам. В случае дальнейшего расширения ЕС на восток возможен бунт не только среди восточноевропейских стран (они лишатся денег и политического влияния), но и среди западноевропейских стран, таких как Нидерланды или Дания, которые уже давно не горят желанием увеличивать взносы в бюджет ЕС.