Расширение ЕС как выход из кризиса

Олаф Шольц считает, что Евросоюзу нужны реформы
Читать на monocle.ru

Федеральный канцлер ФРГ Олаф Шольц заявил, что Европейскому союзу необходимо «противостоять вызовам» со стороны России и Китая, для чего нужно в очередной раз расширить его за счет государств Западных Балкан, Украины, Молдавии и «в будущем» Грузии. Кроме того, германский лидер высказался за прекращение затянувшегося периода анархии в управлении Евросоюзом и высказал, хотя и завуалированно, претензию на единоначалие в нем. По мнению Шольца, нужно изменить принципы принятия решений по внешней политике ЕС: заменить существующий принцип консенсуса на принцип простого большинства голосов. Однако попытки Берлина навести порядок внутри ЕС и расширить его за счет беднейших стран, скорее, расколет и ослабит его.

Необходимость получать согласие всех 27 стран ЕС, принимая решения на уровне союза, стала удобным поводом для шантажа со стороны экономически слабых, но очень гордых стран. Польша и Венгрия особенно преуспели в деле непослушания Брюсселю, но при этом продолжают получать огромные средства из бюджета ЕС, который формируется большей частью за счет германских взносов в общую копилку. Варшава давно игнорирует общеевропейские правила, касающиеся независимости судебной ветви власти. Оставив за скобками проблему, кто прав в этой ситуации по существу, можно констатировать: налицо факт нарушения Польшей обязательств перед ЕС. Однако вместо наказания Брюссель решил выделить Варшаве 35 млрд евро помощи по программе ликвидации последствий пандемии. Европейская ассоциация судей и еще три организации подали в суд на Еврокомиссию и Совет Евросоюза за нарушение правил ЕС, запрещающих субсидировать страны, нарушающие обязательства перед союзом. В ответ Польша завела старую пластинку с требованием репараций от ФРГ за понесенные в годы Второй мировой войны разрушения. На этот раз глава правящей в Польше партии «Право и справедливость» Ярослав Качиньский назвал сумму в 1,3 трлн долларов, которые, по мнению политика, «не обременят» Германию. В 2017 году Варшава требовала от Германии 48,8 млрд долларов, спустя год 450 млрд, а затем 543 млрд. Такой разброс финансовых претензий к Германии свидетельствует о двух вещах: во-первых, суммы явно взяты с потолка, а во-вторых, претензии призваны сделать Берлин сговорчивее по другим вопросам. Аналогичный прием использует Греция: она вспоминает о требовании репараций от Германии, когда идут переговоры об очередном пакете помощи Афинам. Реальный пересмотр итогов Второй мировой войны может дорого обойтись самим полякам, получившим от Германии обширные территории на западе и севере современной Польши.

Предложение Шольца относительно большинства голосов призвано покончить с шантажом со стороны реципиентов германской финансовой помощи. Однако как можно провести ограничивающее права Польши и Венгрии решение об изменении правил принятия решений ЕС, которое требует согласия тех же Польши и Венгрии, канцлер Германии не пояснил. Заставить Варшаву, Будапешт и другие столицы отказаться от своих прав простыми уговорами о необходимости «повысить эффективность ЕС» не получится.

Возможное расширение Евросоюза за счет стран Западных Балкан, Украины, Молдавии и Грузии неизбежно изменит расстановку внутри него. Польша, Венгрия, Словакия и ряд других восточноевропейских стран перестанут быть «младшими детьми» в ЕС и, соответственно, основными получателями финансовой помощи. Более того, новые обстоятельства могут вынудить Варшаву и Будапешт стать финансовыми донорами для вновь принятых очень обширных, но крайне бедных территорий. Однако попытка урезонить финансовые и политические аппетиты ряда восточноевропейских стран и одновременно взвалить на ЕС дополнительную ношу в виде новых членов союза — стран с десятками миллионов нищих граждан чревато серьезными испытаниями.

История успешного развития Евросоюза совпала по времени с бурным ростом мировой экономики и с его расширением на восток. Попытка продолжить принимать новых членов в то время, когда большинство европейских стран испытывают экономические трудности, может лишь усугубить проблемы, а не решить их. Бегство Великобритании из ЕС связано не просто с нежеланием принимать толпы беженцев из Африки и с Ближнего Востока, но с необходимостью больших трат из британского бюджета на дотации восточноевропейским странам. В случае дальнейшего расширения ЕС на восток возможен бунт не только среди восточноевропейских стран (они лишатся денег и политического влияния), но и среди западноевропейских стран, таких как Нидерланды или Дания, которые уже давно не горят желанием увеличивать взносы в бюджет ЕС.