Соглашение об упрощении визового режима между странами Евросоюза и Россией, принятое в 2007 году, полностью заморожено. Об этом 31 августа заявил глава евродипломатии Жозеп Боррель по итогам неформальной встречи министров иностранных дел стран ЕС в Праге.
Вместо полного запрета российским гражданам въезжать на территорию Евросоюза и аннулирования выданных виз, которые лоббировал глава Украины Владимир Зеленский, Европа пошла путем корректировки визового режима. Это усложнит, удорожит и удлинит процесс выдачи виз, но не заблокирует его. Такому половинчатому решению во многом послужила позиция Венгрии, Австрии, Кипра, Франции и Германии, которые сразу выступили против полного запрета.
Как заявили в Ассоциации туроператоров России, теперь оформление виз может занять до полугода: в 2019 году, чтобы получить обычную туристическую визу, обычно требовались три рабочих дня. Изменится и сумма визового сбора: она поднимется с 35 до 80 евро. Кроме того, по-видимому, больше не будут выдавать долгосрочные и многократные визы (на данный момент их выдано порядка 12 млн). Их заменит однократный шенген строго под даты поездки.
При этом Боррель заявил, что все члены ЕС согласились в прежнем режиме выдавать визы «конкретным группам россиян»: речь идет о журналистах, студентах и о тех, «кто опасается за свою безопасность в России». «Мы не хотим закрываться от россиян, которые против войны на Украине», — сказал дипломат.
Наконец, ЕС не станет препятствовать странам, имеющим сухопутные границы с нашей страной, вводить собственные ограничения для въезда россиян. Речь идет о Польше, Латвии, Литве, Эстонии и Финляндии, которые смогут по собственным соображениям не пускать к себе тех, кто имеет шенген, либо вовсе аннулировать выданную визу. Финляндия уже объявила, что планирует сократить поток российских туристов на 10%.
Как заметили в Брюсселе, такое решение было обусловлено «соображениями безопасности». Согласно данным пограничного агентства ЕС Frontex, почти миллион граждан России сумели въехать в ЕС через сухопутные пограничные пункты, главным образом через Финляндию и Эстонию.
Если оставить в стороне научно-образовательные и культурные связи между Россией и ЕС, которые и без того значительно сузились после начала СВО, а теперь могут быть вовсе минимизированы, очевидно, что принятые ограничения скажутся на туристском потоке. Что, в частности, больно ударит по европейскому туристическому бизнесу, особенно на юге ЕС.
Согласно данным Еврокомиссии, в 2019 году бóльшая часть россиян выбрали для поездки Испанию, Италию и Грецию. К слову, показательно, что, по оценкам экспертов компании Knight Frank, страны Южной Европы, а именно Кипр, Греция и Португалия, оказались самыми популярными среди граждан России, покупающих недвижимость за рубежом, по итогам третьего квартала прошлого года.
При этом россияне и чаще всего обращались за получением шенгенских виз. В пиковом 2013 году — 39% от общего количества, или почти 7 млн. А в 2019-м, предпандемийном году, доля заявок, поданных гражданами России, составила 24% (чуть больше 4 млн). Спикер Госдумы Вячеслав Володин уже заявил, что «по самым скромным оценкам, Европа потеряет 21 миллиард евро из-за ограничений на въезд нашим гражданам».
В целом, несмотря на смягчение, на которое пошли бюрократы ЕС в вопросе выдачи виз, даже такие ограничения выглядят беспрецедентно странными. Со времени окончания холодной войны позиция европейских чиновников относительно пропуска на свою территорию граждан из других стран оставалась единой. Возможность посещать Евросоюз — это в том числе шанс на абсорбцию тех универсальных (как считают в Старом Свете) ценностей, которые он проповедует. А потому любые препятствия или ограничения (даже из общих соображений безопасности) для въезда в ЕС рассматривались как дискриминационные. Однако украинский кризис внес коррективы даже в эти, казалось бы фундаментальные, установки.