Президент Турции Реджеп Эрдоган фактически пригрозил Греции войной, заявив, что Афины «заплатят высокую цену», если будут и далее «провоцировать турецких военных». «Если продолжите нынешний курс, то заплатите высокую цену. Хочу сказать Афинам только одно: не забывайте про Измир!» — заявил он во время посещения фестиваля авиации, космонавтики и технологий, проходившего в турецком городе Самсуне. Напоминание о городе Измире — это отсылка к событиям 2-й Греко-турецкой войны 1919-1922 гг., когда город заняла греческая армия, но позже была выбита оттуда турецкими войсками Кемаля Ататюрка.
Находясь с визитом в Сербии, Эрдоган продолжил сыпать поэтическими угрозами в адрес Греции. «То, о чем я говорю, — это не сон. Если я сказал, что мы можем прийти однажды ночью внезапно, это значит, что, когда придет время, мы можем прийти внезапно одной ночью… Турцию не остановит факт оккупации островов Грецией. В нужное время мы сделаем необходимые шаги. Это может произойти неожиданно и в любую из ночей», — заявил турецкий лидер.
Гнев президента Турции вызвали многочисленные попытки вооруженных сил Греции реагировать на мирно пролетающие над ее небом турецкие военные самолеты. Греки неоднократно поднимали свою авиацию в воздух на их перехват и даже приводили в действие радиолокационные станции ПВО С-300. Афины отрицают эти факты, заявляя, что и не думали защищаться от возможной атаки турецких ВВС.
На первый взгляд реакция греческой стороны выглядит чрезмерной, учитывая, что Афины и Анкара — союзники по НАТО. Однако территориальные претензии Турции на ряд греческих островов в Эгейском море и на часть шельфа греческой части Кипра заставляют армию Греции нервничать. А обещание Эрдогана прийти ночью и повторить подвиги 2-й Греко-турецкой войны явно не способствует разрядке обстановки.
Афины решили пожаловаться начальству, направив письма в НАТО, Евросоюз и ООН с просьбой осудить «агрессивные выступления» руководства Турции. В своих письмах министр иностранных дел Греции Никос Дендиас заявил, что «турецкое руководство, по-видимому, решило представить будущую агрессию как уже подготовленную и, что более важно, как оправданную акцию». «Если международное сообщество не увидит это в его истинных масштабах и не примет должным образом меры, такая позиция Турции рискует дестабилизировать наш более широкий регион и вызвать последствия, серьезность которых трудно оценить», — предупредил международные организации глава МИД Греции.
ЕС внял просьбам Афин и распространил заявление, в котором попросил Турцию вести себя хорошо и перестать пугать Грецию. «Европейский союз неоднократно подчеркивал, что разногласия необходимо урегулировать мирным путем при полном соблюдении международного права и жизненно важных и законных интересов стран. Угрозы и агрессивная риторика неприемлемы и должны прекратиться…. ЕС вновь заявляет о своих ожиданиях от Турции, что она будет серьезно работать над устойчивой деэскалацией напряженности в интересах региональной стабильности в Восточном Средиземноморье и полностью уважать суверенитет и территориальную целостность всех государств — членов ЕС», — говорится в коммюнике внешнеполитической службы ЕС.
НАТО, которое Турция успешно шантажирует правом вето на прием в альянс Швеции и Финляндии, пока хранит молчание. ООН тоже еще не успела сформировать свое мнение по этому поводу, но практика подсказывает, что ответ из Нью-Йорка будет сродни увещеваниям, поступившим из Брюсселя.
Чтобы западные партнеры Турции стали сговорчивее по греческому вопросу, Эрдоган вновь изменил риторику в отношении ЕС и России. Находясь в Белграде, турецкий президент обрушился с критикой в адрес политики ЕС по отношению к Москве, «основанной на провокациях». «Я говорю тем, кто недооценивает Россию: вы ошибаетесь. Россия не та страна, которую можно недооценивать. Россия сократила поставки природного газа, цены в Европе выросли. Все в задумчивости. Почему вы не подумали об этом раньше?» — заявил Эрдоган на совместной с президентом Сербии Александром Вучичем пресс-конференции.
Кроме того, он раскритиковал поставки Западом вооружений на Украину, назвав их «залежавшимся оружием и металлоломом». Однако учитывая, что Анкара поставляет Киеву вполне современные ударные беспилотники Bayraktar, осталось неясным, что имел в виду Эрдоган: он осуждает факт поставок вооружений на Украину или призывает их усилить за счет поставок более современных вооружений? Вероятнее всего, президент Турции не задумывался о нюансах своих заявлений, он просто хотел уязвить Запад, свалив противоположные по смыслу претензии в одну кучу.
Предыдущие попытки вести поиск газовых месторождений на шельфе греческих островов Турция предпринимала два года назад. В 2020 году Анкара отправила свое исследовательское судно Oruc Reis к греческим берегам в сопровождении военных кораблей. В ответ Греция привела собственные вооруженные силы в повышенную боевую готовность. На помощь Афинам пришла Франция, объявившая о проведении совместных с Грецией и Кипром военно-морских учений, что заставило Турцию прекратить попытки с помощью силы исследовать чужие полезные ископаемые.
И на этот раз министр иностранных дел Франции Катрин Колонна на совместной со своим греческим коллегой пресс-конференции заявила, что Париж готов оказать поддержку Афинам в случае агрессии со стороны Турции на ее территории.
Однако Эрдоган вряд ли рассчитывал, что ему запросто отдадут греческие острова или их шельфы. Но упорно обостряет ситуацию на всех возможных внешнеполитических участках, надеясь на заключение новых договоренностей. Он требует от партнеров невозможного, рассчитывая получить от них хоть какие-то уступки.