Председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин прервал двухлетнее добровольное самозаточение, вызванное бескомпромиссной борьбой китайского правительства с коронавирусом, нанеся свой первый визит в Казахстан. Этот визит не стал экспромтом: о его подготовке стало известно еще в сентябре прошлого года, а в феврале 2022-го Си Цзиньпин получил официальное приглашение от президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева.
Перед своим визитом в Казахстан Си Цзиньпин опубликовал статью в газете «Казахстанская правда» под заголовком «Продолжить традицию китайско-казахстанских отношений и открыть новые возможности». Китайский лидер напомнил, что это будет уже четвертый визит в страну, которая «славится бескрайней степью, величественными горами и реками, очень гостеприимным народом», и возложил «большие надежды» на предстоящий визит. «Важно твердо защищать нашу общую безопасность. В условиях сложной международной и региональной ситуации обеспечение солидарности и углубление сотрудничества было и остается инструментом преодоления кризиса и решения проблем безопасности», — написал Си Цзиньпин в статье.
По итогам визита Китай и Казахстан опубликовали совместное заявление по случаю 30-летия установления дипотношений между двумя странами, в котором перечислены достижения китайско-казахских отношений в области политики, экономики и культуры, а также содержится призыв укреплять эти отношения. Тем не менее Пекин включил в заявление два важных для себя пункта. «Тайвань является неотъемлемой частью территории Китая. Казахстанская сторона выступает против “независимости Тайваня” в какой-либо форме, поддерживает мирное развитие отношений между двумя берегами и все усилия правительства КНР по осуществлению мирного воссоединения Китая», — сказано в заявлении. Кроме того, Казахстан поддержал Китай в его твердой позиции относительно естественного происхождения коронавируса SARS-CoV-2, правда в очень завуалированной форме. «Главы государств отмечают, что в вопросе происхождения коронавируса нет места политизации, и выступают за поиск первопричин COVID-19 исключительно с точки зрения научного подхода», — говорится в заявлении.
Помимо этого в ходе визита были подписаны документы, уровень которых явно не соответствует уровню руководителей двух стран. Это протоколы между минсельхозом Казахстана и главным таможенным управлением КНР по инспекционным, карантинным и ветеринарно-санитарным требованиям, техническая спецификация обмена предварительной информацией о товарах и транспортных средствах, пересекающих границы стран, межправительственные соглашения в области авиационного поиска и спасения гражданских воздушных судов и несколько меморандумов.
В итоге сложилось впечатление, что главные договоренности Си Цзиньпина и Токаева не были преданы гласности, иначе визит носил бы полностью формальный характер. Заявление китайского лидера, сделанное по итогам переговоров, явно намекает на сближение Казахстана и Китая не только в экономической сфере, но и в военно-политической. «Еще раз хотел бы вас заверить, что правительство Китая уделяет огромное внимание отношениям с Казахстаном. Как бы ни менялась международная конъюнктура, мы будем и впредь решительно поддерживать Казахстан в защите независимости, суверенитета и территориальной целостности, твердо поддерживать проводимые вами реформы по обеспечению стабильности и развития, категорически выступать против вмешательства каких-либо сил во внутренние дела вашей страны», — заявил Си Цзиньпин.
Китай либо не успел среагировать на январские беспорядки в Казахстане (которые были пресечены с помощью российских войск под эгидой ОДКБ), либо занял тогда выжидательную позицию и сегодня пытается быстро наверстать упущенное.
После завершения визита Си Цзиньпина министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди сделал заявление о том, что его страна консультируется с США и ЕС, чтобы полностью соблюдать антироссийские санкции. Вряд ли Си Цзиньпин попросил Токаева придерживаться антироссийских санкций, но после визита китайского лидера в Астане по отношению к России стали чувствовать себя явно свободнее.