Резко обострился казавшийся замороженным военный конфликт между Арменией и Азербайджаном. Баку применил против армянской армии почти все имеющееся у него вооружение: артиллерию, ударные беспилотники и стрелковое оружие. Удары наносились не только по находящимся вдоль границы войскам, но и по городам, удаленным от нее на расстояние до нескольких десятков километров. Азербайджан называет нападение на Армению вынужденной мерой, принятой в ответ на провокации, диверсии и минирование путей снабжения азербайджанской армии. Ереван обратился за помощью в Совбез ООН, ОДКБ и к Москве (на основании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи). Премьер-министр Никол Пашинян провел телефонные разговоры с президентом РФ Владимиром Путиным, президентом Франции Эммануэлем Макроном и госсекретарем США Энтони Блинкеном.
При посредничестве России удалось договориться о прекращении огня, а начальник Объединенного штаба ОДКБ генерал-полковник Анатолий Сидоров заявил, что вопрос об отправке в Армению миротворческого контингента организации пока не стоит на повестке дня. В результате боевых действий Ереван сообщил о гибели 135 военнослужащих, назвав это число не окончательным, а Баку — о 71 погибшем военнослужащем собственной армии.
Азербайджан явно не считает, что достиг всех своих целей в ходе войны с Арменией в сентябре‒ноябре 2020 года, в ходе которой смог вернуть себе контроль над большей частью Нагорного Карабаха и прилегающих к нему территорий. Ереван до сих пор отказывается официально признать утраченные территории азербайджанскими и таким образом оставляет за собой право на реванш. Кроме того, Азербайджан явно не против воспользоваться военной слабостью Армении, чтобы попытаться силой пробить сухопутный коридор в свой анклав — Нахичеванскую Автономную Республику — или получить его в результате уступок со стороны Еревана. Со времени окончания полномасштабных военных действий в Нагорном Карабахе азербайджанская армия многократно обстреливала пограничные войска Армении и даже захватывала заставы пограничников вместе с личным составом. Однако Ереван не шел на дополнительные уступки, и Баку решил еще раз громко напомнить о своем военно-техническом преимуществе.
Пашинян заявил о готовности пойти на «тяжелые решения» ради установления прочного мира. Однако в Ереване моментально вспыхнули протесты против сдачи армянских территорий Азербайджану с требованием отставки премьера, которые едва не вылились в штурм парламента. Пашиняну пришлось заявить, что он не подпишет никаких документов, ставящих под сомнение территориальную целостность Армении. Таким образом, хотя военный конфликт и удалось заморозить, он готов вновь вспыхнуть в любой момент. Кроме того, существует вероятность постепенной смены внешнеполитической ориентации Армении на страны ЕС и США. Не секрет, что за военными успехами Азербайджана стоит Турция, которая поставляла Баку не только современное вооружение и инструкторов, но и наемников из Сирии. Не имея военного паритета с азербайджанской армией, Армения вряд ли откажется от поставок современного западного оружия, если такое предложение ей сделают.
Почти одновременно с армяно-азербайджанским вспыхнул замороженный военный конфликт между Киргизией и Таджикистаном, начавшийся весной 2021 года. Две страны не могут поделить водозабор на Токтогульском водохранилище, расположенный на границе двух стран. Водозабор был построен в 1968 году по заявке Киргизской ССР, но предназначался для использования двумя республиками. В 2021 году таджики установили на столбе возле водозабора камеру видеонаблюдения, что киргизы восприняли как посягательство на их территорию. Столб был снесен, что послужило поводом для столкновений гражданского населения двух стран, а затем к этим столкновениям присоединились армии Таджикистана и Киргизии. В ход пошли тяжелые вооружения, была уничтожена киргизская погранзастава, в ответ Киргизия перешла в наступление и захватила погранзаставу на территории Таджикистана. Обе стороны стянули к месту бронетехнику, и бытовой конфликт был готов перерасти в полномасштабную войну. Но Бишкек и Душанбе вовремя остановились и договорились решать проблему путем переговоров. Было бы очень логичным продолжить совместное пользование водозабором, не прибегая к кровопролитной войне, призванной установить его истинного владельца.
Однако, судя по всему, путь переговоров завел стороны в тупик, и военные действия вспыхнули с новой силой. В ход пошла тяжелая бронетехника, авиация и системы залпового огня.
В возобновлении конфликта стороны обвиняют друг друга. После начала боевых действий они объявили о перемирии, однако взаимные обстрелы продолжились. Генеральный секретарь ОДКБ (членами которой являются и Таджикистан, и Киргизия) Станислав Зась призвал Душанбе и Бишкек к прекращению боевых действий.