Локализация пивной банки

Теперь банки — наши
Читать на monocle.ru

На рынке переработки алюминия произошел тектонический сдвиг. Американская Ball Corporation, ведущий мировой производитель и крупнейший в России поставщик банок для пива и безалкогольных напитков, продала свои российские активы холдингу из Ставрополя —ГК «Арнест», игроку номер один на рынке парфюмерно-косметической и хозяйственно-бытовой продукции в аэрозольной упаковке. В периметр сделки вошли три завода по производству банки: в Наро-Фоминске (Московская область), Всеволожске (Ленинградская) и Аргаяше (Челябинская), в 2021 году их общий выпуск составил 5,6 млрд банок, или около 70% рынка, а выручка — 43,8 млрд рублей. Примерно такую же сумму по средневзвешенному годовому курсу «Арнест» заплатил за новый актив: 530 млн долларов. При этом продавец, объявляя еще весной о приостановке инвестиций в России, оценил свой убыток от обесценения локального бизнеса в 435 млн долларов.

Эта сделка имеет стратегическое значение не только для покупателя, который приобрел весьма доходный бизнес (EBITDA в 2021 году — 11,3 млрд рублей) и перешел из разряда скорее средних компаний с выручкой в 23 млрд рублей в разряд крупных, с выручкой около 70 млрд. Сделка важна для российской алюминиевой отрасли, а также для рынка слабоалкогольных и безалкогольных напитков — главного потребителя алюминиевой банки. Пивная банка — это высокотехнологичный продукт, и до сих пор российским в ней было лишь сырье — пищевой алюминий, который поставляет Красноярский алюминиевый завод (входит в ОК «Русал»). Первый передел, выпуск алюминиевого листа, осуществляется на Самарском металлургическом заводе, принадлежащем американской Arconic («Арконик СМЗ»). Финальный этап, выпуск самой банки, наряду с американцами контролирует польская Canpack, которой принадлежит 30% рынка. Теперь в лице ГК «Арнест» российский бизнес частично вклинивается в алюминиевый передел и становится обладателем технологий, уникальных не только для нашего рынка, но и подчас для мирового. Так, наро-фоминский завод является единственным в мире производителем питьевой тары из алюминия емкостью 1 л, 900 и 750 мл, а всего здесь выпускают банки десяти типоразмеров начиная со 150 мл, то есть у предприятия редкие технологические возможности с точки зрения удовлетворения разнообразного рыночного спроса.

Что касается спроса на банку, то он растет — за счет увеличения производства крафтового пива, лимонадов, энергетиков, тоников и т. д., что отражает общемировой тренд, как и тренд именно на баночную упаковку. Последнее связано во многом с популярностью «зеленой» повестки, поскольку алюминиевая банка, в отличие от пластиковой, выдерживает неограниченное число циклов переработки. В России доля алюминия в упаковке достигает 30%, однако спрос превышает предложение, и не случайно Ball Corporation в 2021 году планировала построить в России четвертый завод — в Ульяновске.

В ситуации дефицита банок отечественные производители пива и безалкогольных напитков нередко находились в положении клиентов второго сорта, поскольку поставщики с иностранным капиталом были ориентированы на лидеров рынка PepsiCo и Coca-Cola. «Мы получаем меньше половины от необходимого объема банки, — сообщают в компании “Аквалайф” (“Напитки из Черноголовки”), крупнейшем российском производителе газировки. — А это приводит к простою линий, недопоставкам в сети и разочаровывает потребителя». В компании надеются на более чуткое к себе и другим российским компаниям отношение со стороны нового владельца производства банки, в частности, по их мнению, решить проблему дефицита на время можно, отказавшись от экспорта банок, а он достигает, по оценке, 30% выпуска.

По словам владельца крафтовой пивоварни GANZA Brewery Сергея Паськова, он, как представитель малого бизнеса, тоже ожидает от локализации алюминиевой банки продвижения в плане закупок. До сих пор на том же наро-фоминском заводе почти не идентифицировали клиентов, закупающих одну-две фуры банок в месяц, и ему приходилось увеличивать партии закупа в разы, омертвляя оборотный капитал. Кроме того, расчеты производились в двух валютах: долларах и рублях по курсу, что усложняло учет. «Я надеюсь, что теперь расчеты будут только в рублях, — говорит Паськов. — Кроме того, хотелось бы, чтобы банки подключились и можно было бы взять целевой кредит на закупку большой партии банок. Раньше я пробовал разговаривать с банками об этом, но в кулуарах мне говорили, что с иностранной компанией в такие схемы входить нежелательно».