Бюджет на 2023–2025 годы будет формироваться без бюджетного правила, все три года он останется дефицитным, а покрываться дефицит будет за счет внутренних заимствований. Таковы основные параметры главного финансового документа, который уже готов и будет внесен в Госдуму на этой неделе.
Отсутствие бюджетного правила не может не радовать: идея скупать валюты на сей раз дружественных стран для ослабления рубля с самого начала выглядела странной. Тем не менее совсем от бюджетного правила правительство отказываться не собирается: к нему планируют вернуться. «Бюджетную политику планируем в логике бюджетного правила. Это поможет защитить нашу экономику от внешних рисков. При этом в 2023 и 2024 годах предусмотрим переходный период, когда расходы [федерального бюджета] будут выше [доходов] на 2,9 и 1,6 триллиона рублей соответственно, — заявил премьер-министр Михаил Мишустин. — Это позволит обеспечить более активную поддержку экономики в период адаптации и перестройки хозяйственных связей, с одной стороны, а с другой — будет содействовать устойчивому развитию и структурным изменениям на среднесрочном горизонте, сохранению доверия к проводимой государством макроэкономической политике».
Вследствие отказа от бюджетного правила курс рубля на трехлетие, по прогнозам, заложенным в бюджет, выглядит так: 60,3 рубля за доллар до конца этого года, 68,3 рубля за доллар в 2023 году с плавным ростом до 70,9 и 72,2 рубля за доллар к 2024 и 2025 годам соответственно.
Бюджет будет дефицитным, но дефицит планируется весьма скромный: 2% (2,9 трлн рублей), 1,4 и 0,7% ВВП в 2023, 2024 и 2025 годах соответственно. Для сравнения: рекомендованный размер дефицита для членов ЕС — не более 3% ВВП.
При том что покрываться дефицит будет по большей части за счет внутренних займов, общий размер госдолга также вырастет незначительно: так, по итогам 2023 года он не превысит 17% ВВП.
Кроме того, государство намерено увеличить доходы от сырьевого бизнеса. В 2023 году с добывающих компаний планируется получить 1,4 трлн рублей — за счет повышения вывозных пошлин и ставок НДПИ. В том числе вырастет экспортная пошлина на газ и появится аналогичная пошлина на СПГ. Вырастут и внутренние цены на газ. Обсуждается также повышение экспортной пошлины на нефть на 2023 год и продление скорректированного демпфера на бензин. Кстати, в бюджет заложен следующий прогноз по добыче нефти: в 2023 году — 490 млн тонн, в 2024–2025 годах — около 500 млн тонн в год (по итогам 2022 года будет добыто 515 млн тонн).
Поимо этого в течение следующей трехлетки в бюджет должно поступить в сумме 2,2 трлн рублей дивидендов — по большей части от «Газпрома» и Сбербанка.
Дефицитный бюджет будет влиять и на денежно-кредитную политику, за которую отвечает ЦБ. Аналитики Росбанка предупреждают: ЦБ станет интерпретировать больший дефицит бюджета, чем предполагалось ранее, как мягкость бюджетной политики, что при прочих равных предполагает более жесткую монетарную политику. «Как следствие, уже сейчас есть повод ожидать в ближайшие месяцы меньшее стремление рубля к ослаблению и склонность ЦБ держать ключевую ставку неизменной», — считают в Росбанке.