Магистральные газопроводы «Северный поток» и «Северный поток-2» выведены из строя в результате диверсии. Выгодоприобретателем дерзкой акции являются США — европейский рынок расчищается для американского СПГ, а Старый Свет лишается дешевой энергии — основы конкурентоспособности своей промышленности
В понедельник 26 сентября было отмечено резкое (со 105 до 7 атмосфер) падение давления в одной из двух ниток «Северного потока — 2». Чуть позднее Датское энергетическое агентство сообщило о трех утечках газа — помимо «Северного потока — 2» оказались повреждены обе нитки «Северного потока». Они были зафиксированы в датской экономической зоне к юго-западу от острова Борнхольм и в шведской экономической зоне к северо-востоку от него. Утечки газа сопровождались формированием гигантских газовых пузырей в водах Балтики, видимых на поверхности.
Утром во вторник 27 сентября дочерняя структура «Газпрома» Nord Stream AG заявила о беспрецедентных разрушениях на магистральных газопроводах «Северный поток» и «Северный поток — 2», соединяющих Россию и Германию по дну Балтийского моря.
В сообщении оператора газопроводов говорилось: «Разрушения, произошедшие в один день одновременно на трех нитках морских газопроводов системы “Северный поток”, носят беспрецедентный характер. Сроки восстановления работоспособности газотранспортной инфраструктуры пока оценить невозможно».
Сотрудник Национального центра сейсмологии Швеции при Уппсальском университете Бьорн Лунд сообщил, что сейсмологи зафиксировали мощные взрывы в районах утечек: «Нет сомнений, что это были взрывы». Как полагают сейсмологи, взрывы произошли в воде. По их оценкам, второй взрыв по мощности соответствует 100 кг в тротиловом эквиваленте. А 29 сентября береговая охрана Швеции сообщила об обнаружении четвертой утечки.
Практически сразу же официальные лица как в России, так и за рубежом, назвали случившееся диверсией. «Первые сообщения указывают на то, что это может быть результатом нападения или диверсии. — прокомментировал инцидент госсекретарь США Энтони Блинкен. — Если это подтвердится, то это явно не отвечает ничьим интересам».
Насчет «ничьим», это, конечно, сильное лукавство. Но не будем забегать вперед.
Пока что отметим, что совокупная пропускная способность каждого из «Потоков» — 55 млрд кубометров газа в год. Де-факто «Северный поток» в своей практике выдавал пропускную способность и несколько больше «паспортной».
«Северный поток — 2» был достроен в конце прошлого года, несмотря на блокирующие санкции США в отношении любых компаний и финансовых институтов, замеченных в участии в проекте. Тем не менее он так и не начал работать — немецкий регулятор под давлением американцев затягивал сертификацию объекта.
«Северный поток» на момент аварии тоже формально не функционировал: поставка газа по нему была приостановлена из-за проблем юридического характера с турбинами. Турбины производства немецкой компании Siemens на точке входа трубы на компрессорной станции «Портовая» в Ленинградской области требовали планового ремонта, регламент которого, специфический опять-таки из-за американских и европейских санкций, не устраивал «Газпром», так как не обеспечивал должного качества работ.
Однако в обоих газопроводах, несмотря на отсутствие перекачиваемых объемов газа, находилось значительное количество технологического газа и поддерживалось рабочее давление.
Кроме того, что особенно важно, теперь оба эти газопровода нельзя при необходимости снова запустить, заключив некое соглашение и «повернув вентиль». Теперь это вопрос длительного и дорогостоящего ремонта — если он вообще возможен. До взрывов на Балтике прецедентов рукотворного разрушения подобных крупных объектов не было. Параметры ремонта могут быть определены только после детального обследования полученных повреждений. А обследование возможно после завершения бурного выхода газа и получения разрешения у датских и шведских властей, в территориальных водах которых произошло ЧП.
В любом случае это уже не забота России. Если европейцам «помогли», кто бы это ни сделал, лишиться даже физической возможности восстановить крупные поставки российского газа в ближайшие месяцы, а то и годы, то пусть Европа решает свои проблемы сама. Нам есть куда поставить высвободившиеся объемы — опережающими график темпами растут поставки в Китай по трубопроводу «Сила Сибири», активизируется газификация российских регионов, тем более что четыре новых субъекта федерации, входящие в ее состав по результатам референдумов на прошлой неделе, потребуют ресурсов и усилий по налаживанию поставок газа. Есть и стратегические задачи — кардинальное увеличение переработки газа внутри страны с удлинением передельных цепочек в газохимии, освоение и развитие собственных технологий сжижения газа и транспортировки СПГ.
Морская вода — химически агрессивная среда. Поэтому трубы для подводных магистральных трубопроводов изготавливаются из высокосортной углеродистой стали (в случае «Потоков» толщина стальных стенок достигает 41 миллиметра, которую с внешней стороны еще на заводе-производителе покрывают трехслойным покрытием из эпоксидного состава и полиэтилена.
На трубы устанавливают так называемую катодную защиту (наложение отрицательного потенциала на защищаемую поверхность). С определенным шагом к трубам приваривают электроды, соединенные между собой анодным кабелем, который связан с источником постоянного тока. Таким образом, процесс коррозии переносится на аноды, а в защищаемой поверхности проходит только неразрушающий катодный процесс.
А кроме того, труба подвергается так называемому обетонированию. На специальных заводах (в случае «Северного потока — 2» их было три — Волжский, финская Котка и германский Мукран) внешнюю поверхность трубы покрывают слоем бетона толщиной 60‒110 миллиметров. Покрытие армируется приваренными к корпусу стальными стержнями, в бетон добавляется наполнитель в виде железной руды — для утяжеления. После обетонирования труба длиной 12 метров приобретает вес около 24 тонн (при исходном весе до 12 тонн). Предполагается, что такая конструкция надежно защищает трубопровод как от воздействия среды, так и от антропогенного фактора вроде нечаянно «приземлившегося» корабельного якоря.
Разрушить такую защиту не так просто. Природных факторов нет — Балтика не относится к сейсмоопасным регионам.
Именно поэтому версия о сознательной диверсии в отношении «Северных потоков» и является основной. Да и исполнить точечный эффективный подрыв объектов с серьезной защитой не так-то просто. Задача требует специфического оборудования и компетенций, что резко сужает круг возможных подозреваемых. Это в любом случае не ансамбль исламистской самодеятельности, а серьезная структура с серьезным оснащением, которыми располагают ограниченное число государств.
Отметим, что львиная доля трассы обоих «Потоков» пролегает на глубинах до 100 метров, но в районе утечек (близ острова Борнхольм) глубина уменьшается примерно до 50 метров. Это «рабочая» глубина как для водолазов, так и для военных необитаемых подводных аппаратов (НПА). Страны НАТО имеют на вооружении значительное количество НПА, их технические характеристики (есть камеры наведения и гидролокатор) позволяют наносить прицельные удары, а грузоподъемность позволяет переносить свыше 100 килограммов взрывчатых веществ. В июле этого года профильный журнал Sea Power как раз сообщал об успешных испытаниях подводных ударных аппаратов на Балтике.
Наблюдатели отмечают, что в районе утечек уже почти месяц находилась группа американских боевых кораблей под командным вымпелом десантного корабля USS Kearsarge. И она завершила свои маневры на удивление синхронно со взрывами и обнаружением утечек газа.
Интересный вопрос — компенсации за поврежденные «Потоки». Оба газопровода были застрахованы в зарубежных страховых компаниях. В случае признания страхового случая выплаты могут исчисляться миллиардными суммами (называются оценки до 17 млрд евро — стоимость сооружения магистралей).
Председатель совета Ассоциации профессиональных страховых брокеров Катерина Якунина пояснила, что если событие подпадает под действие договора, то страховая сначала сделает выплату, а потом, если будет найдена виновная сторона, потребует с нее возмещения. «Если событие не покрывается условиями договора страхования, то весь ущерб будет возмещаться за счет средств оператора или собственника трубопровода. И тогда он сам будет искать виновную сторону». Впрочем, понятно, что сейчас западные страховщики попытаются всеми силами, вплоть до ссылок на санкции, уйти от такой дорогостоящей и щекотливой темы.
Гораздо более понятны следствия взрывов на Балтике для газового рынка Европы. Фактически речь идет о необратимом уходе сколько-нибудь значимых для газового баланса континента объемов российского трубопроводного газа. В довоенный период наш газ в Европу шел сразу по нескольким маршрутам (см. карту). Это уже описанные нами «Северный поток» и «Северный поток — 2» (55 млрд кубометров в год каждый), газопровод Ямал — Европа через Белоруссию и Польшу в Германию номинальной мощностью 33 млрд кубометров в год и две ветки, северная и южная, украинской газотранспортной системы (к моменту подписания в 2019 году действующего ныне контракта с «Газпромом» ее общая транзитная номинальная мощность достигала 84 млрд кубометров, тогда как сам контракт предписывал существенно меньшие объемы прокачки — 60 млрд кубов в 2020 году и далее 40 млрд ежегодно).
Наконец, еще две артерии идут по дну Черного моря из России в Турцию. «Голубой поток» мощностью 16 млрд кубометров, как и одна из веток «Турецкого потока» (общая мощность 31,5 млрд кубометров), покрывают потребности самой Турции, а другая ветка идет к болгарской границе и далее в Южную Европу. Общий объем трубопроводного экспорта газа из России по итогам 2021 года оценивалась британской ВР в 201,7 млрд кубометров, из которых в страны ЕС поступало 132 млрд, всего в дальнее зарубежье в западном направлении — 167 млрд кубометров.
Теперь посмотрим, какие маршруты работают сегодня. «Потоки» не работали по политическим причинам, теперь они нефункциональны на неопределенное время физически. Газопровод Ямал — Европа закрыт для транзита с начала мая текущего года, когда «Газпром» ввел санкции против компании — оператора польского участка трубы EuRoPol GAZ в ответ на хамскую экспроприацию Варшавой 49-процентного пакета «Газпрома» в этой компании.
Что касается украинского маршрута, то в мае этого года украинский газовый оператор «Нафтогаз» отказался принимать российский транзитный газ через газораспределительный пункт «Сохрановка», расположенный на территории Луганской народной республики на участке, освобожденном к тому времени союзными войсками России и ЛДНР. Выпадающие транзитные объемы украинская сторона предложила перенаправить на пункт «Суджа», точку входа северной ветки, контролируемую Украиной.
В результате с мая по настоящее время работает только северная ветка украинского транзита, объем прокачки находится на уровне 40‒43 млн кубометров в сутки, что соответствует порядка 15 млрд кубов в годовом выражении (при прописанном в контракте обязательстве «Газпрома» качать 40 млрд). Мы отказываемся оплачивать недопрокачанный газ, так как нарушение контракта произошло по вине украинской стороны. Тем не менее 9 сентября «Нафтогаз» объявил о подаче в Международный арбитражный суд в Цюрихе иска, в котором обвинил «Газпром» в нарушении обязательств по оплате транзита, ссылаясь на пункт контракта, содержащий оговорку «качай или плати» (оплате подлежит контрактный, а не реально прокачанный объем газа). По справедливости прав «Газпром», но снять претензии контрагента должен суд. Только вот «Газпром» обоснованно считает, что суд в недружественной стране лишает его «фундаментального права на справедливое и беспристрастное разбирательство».
Концовка официального пресс-релиза «Газпрома» вполне недвусмысленна: «Дальнейшие попытки “Нафтогаза” добиваться рассмотрения спора в Международном арбитражном суде могут привести к тому, что у российских органов государственной власти будут все основания для введения в отношении компании “Нафтогаз” санкционного режима и включения в санкционный перечень лиц. На практике это будет означать запрет для “Газпрома” исполнять перед санкционными лицами обязательства по совершенным сделкам, включая осуществление финансовых операций».
Таким образом, более чем вероятен вариант свертывания поставок через Украину и по северной ветке, теперь уже по нашей инициативе. И это актуализирует задачу поиска альтернативных путей снабжения газом Молдавии и особенно Приднестровья, а также новых российских регионов — Херсонщины и Запорожья, получающих газ из северной ветки украинской ГТС.
Единственным «ручейком» нашего газа остается одна из веток «Турецкого потока». По этому каналу снабжаются Сербия и Венгрия (последняя — член ЕС и формально относится к списку недружественных РФ, тем не менее проводит сравнительно независимую от Брюсселя политику — в частности, блокировала целый ряд санкционных инициатив ЕС в отношении нашей страны).
«В моменте подрывы “Северного потока” и “Северного потока — 2” не меняют объемы поставок газа, ведь “Северный поток” не работал с начала сентября 2022 года, а “Северный поток — 2” вообще не был запущен. Смысл этих подрывов состоит в том, чтобы убедить Германию даже не пытаться думать о возможности восстановления энергетических отношений с Россией. В ответ на явную диверсию против российской энергетической инфраструктуры Россия может перекрыть поставки газа по Украине, да, это вполне возможно. Ремонты возможны, но нужна кооперация России с Европой, а ее нет. Российские суда могут даже не пустить в тот район Балтийского моря. Могут быть и новые подрывы. Ремонт будет иметь смысл в случае нормализации отношений России с Западом», — отмечает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Станислав Митрахович.
Цены на газ в Европе в этом году ставят рекорды. В конце сентября котировки на хабе TTF перевалили за отметку 2000 долларов за тысячу кубометров. Штурмуют все новые рекорды и платежки для конечных потребителей газа, которые не всегда готовы (или даже способны) платить такие суммы.
Меры поддержки уже не помогают. Немецкий импортер газа SEFE, ранее известный как Gazprom Germania, заявил, что средств, выделенных правительством для замещения недостающих российских объемов на спотовом рынке, недостаточно. Gazprom Germania была передана под опеку Германии, чтобы избежать развала компании. Она получила кредитную линию в размере 9,8 млрд евро от KfW, чтобы продолжать покупать газ.
Потребление газа в Германии, напомним, составило 90,5 млрд кубометров по итогам 2021 года. Поставки газа из России — порядка 50 млрд кубометров. Остальное докупается через трубопроводы же в других странах (в том числе через их реэкспорт). Собственных СПГ-терминалов страна пока что не имеет, хотя и строит: LNG Wilhelmshaven мощностью 10 млрд кубометров в год должен быть построен до конца этого года, German LNG Terminal мощностью 5 млрд кубометров — в начале 2023-го.
Как видно уже из мощности этих объектов, реальной альтернативой они стать не смогут. Да и их еще нужно чем-то наполнить. Германия надеялась на поставки из Катара, но Катар традиционно придерживается модели долгосрочных контрактов, причем без возможности реэкспорта, а в ЕС такая схема считается нерыночной, неконкурентной и непрозрачной, а в перспективе от долгосрочных контрактов планируется вообще уйти.
Остается кардинально сокращать потребление газа, что для бизнеса означает или остановку производства, или его перенос в более благоприятное место.
Американская The Wall Street Journal еще 21 сентября написала, что крупный германский бизнес массово перемещается в Северную Америку, где цены на газ более щадящие: в США — в районе 300 долларов за тысячу кубометров.
Германская Handelsblatt также уверяет, что все больше германских компаний расширяют свои представительства в Северной Америке. В одном только штате Оклахома более 60 германских компаний (включая Lufthansa, Aldi, Fresenius и Siemens) в рамках последних расширений инвестировали около 300 млн долларов. В штате Джорджия германские компании входят в число крупнейших иностранных инвесторов после компаний из Южной Кореи. Airbus инвестирует 340 млн долларов в новый завод по переработке металлов, Hapag-Lloyd — 18 млн долларов в новую штаб-квартиру в Северной Америке, Bohringer Ingelheim — 57 млн долларов в исследовательский центр.
Mercedes-Benz открыл новый аккумуляторный завод в штате Алабама. Химико-фармацевтический гигант Bayer вложил 100 млн долларов в новый биотехнологический центр в Бостоне. Volkswagen открыла лабораторию по производству батарей стоимостью 22 млн долларов в штате Теннесси. К 2027 году компания инвестирует в США в общей сложности 7,1 млрд долларов. Для сравнения: подписанный компанией в 2019 году с правительством России специнвестконтракт предполагал инвестиции в размере 61,5 млрд рублей до 2028 года.
А флагман немецкого химпрома BASF хочет инвестировать в Северную Америку целых 25 млрд долларов (эквивалентно двум-трем российским химическим гигантам вроде «Запсибнефтехима» или «Сибура») уже до 2026 года. Как заявил в интервью газете Frankfurter Allgemeine Zeitung генеральный директор BASF Мартин Брудермюллер, остановка поставок российского газа остановит «колеса химической промышленности ФРГ» и нанесет серьезный удар по ее экономике. «Наивные моралисты, осуждающие спецоперацию России на Украине, ничего не знают о работе производственных цепочек и основах благосостояния Германии», — пояснил он.
Россию, как мы помним, в то же самое время от европейского капитала и технологий старательно отрывали все новыми пакетами санкций, демонизируя само присутствие европейского бизнеса в нашей стране.
Интересно, что бывший глава МИД Польши Радослав Сикорский сначала разместил в социальной сети сообщение с благодарностью США за диверсии на «Потоках», а потом удалил его. Что-то знал, или просто здраво рассудил, кто мог быть реальным исполнителем?
Польша, к слову, рассчитывает «проскочить» газовый кризис с минимальными последствиями для себя. Потребление газа в этой стране по итогам 2021 года составило 23,2 млрд кубометров. Из них порядка 5 млрд обеспечивается за счет собственной добычи, прочее — импорт. С 2015 года Польша располагает СПГ-терминалом в Свиноустье мощностью 5 млрд кубометров в год. А вот прочее приходится покрывать из трубы. В отсутствие поставок из России Польша рассчитывает на запущенный (аккурат в момент диверсии на «Потоках») газопровод Baltic Pipe, проложенный между Норвегией и Польшей через Данию. Его номинальная мощность — 10 млрд кубометров в год, что, как видим, уже не дает полностью подбить баланс потребления на прошлогоднем уровне.
Кроме того, есть нюансы. Так, реальные объемы поставок из Норвегии должны составить только 6,5 млрд кубометров по итогам 2023 года и 7,7 млрд — в 2024 году. И встает вопрос, откуда Норвегия возьмет эти объемы. Как уже отмечал «Эксперт», эта страна уже десяток лет как вышла на «полку» добычи (колебания добычи год от года на уровне 110‒115 млрд кубометров в год). Запасы газа в стране неуклонно убывают (с 2,4 трлн кубометров в 2004 году до 1,4 трлн в 2020-м), так что существенный рост добычи возможен только за счет ускоренного исчерпания норвежских недр. Или же Польша вступает с Германией в борьбу за имеющиеся объемы норвежского газа.
И здесь хорошо применяется древний римский принцип «ищи, кому выгодно».
Ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков отмечает: «Можно вспомнить интервью Байдена от 9 февраля нынешнего года, когда он говорил: «Если начнется конфликт России и Украины, “Северного потока — 2” не будет». Журналист его даже спросил: а как вы собираетесь этого достигнуть, что его не будет, ведь он под контролем Германии? И Байден ему ответил, что вот увидите, у нас есть средства сделать так, чтобы его не было. Может быть, Байден это имел в виду? Тогда-то все подумали, что они санкциями забьют этот газопровод, что он не сможет быть реализован из-за санкций, начать работу, а может быть он имел в виду, что у них есть возможность технически его уничтожить? Поэтому кто его знает, США заинтересованы в том, чтобы газопроводы были просто уничтожены, чтобы не было даже теоретической возможности вернуться к закупкам из России, чтобы европейцы даже не думали, что можно как-то с Россией договориться, что Россию надо давить, и точка? Может, в этом их позиция заключается? Плюс любая паника, любые кризисы в Европе на руку США. Во-первых, они рассчитывают еще больше продавать своего газа в Европу и хотят продавать по более высоким ценам. И чтобы индустрия европейская накрылась медным тазом, они тоже заинтересованы. Вот, пожалуйста, Volkswagen хочет переносить производство своих автомобилей из Европы в США, потому что там цены на газ ниже, 300 долларов, а в Европе сейчас 1900. Поэтому в этом плане в открытую об этом США говорили, и они единственные выгодоприобретатели этого».
«На 90 процентов этой зимой у Европы и Германии будут большие проблемы с промышленностью и отоплением домохозяйств. “Северный поток” и “Северный поток — 2” были запасным вариантом газоснабжения на случай холодной зимы и недостатка газа в Европе. Сейчас этого запаса нет. Другие альтернативы на порядок проблемнее, — говорит заведующий лабораторией прогнозирования ТЭК Института народнохозяйственного прогнозирования РАН Валерий Семикашев. — Без западной техники эти газопроводы не починить. Ремонт маловероятен, если за него не возьмется Германия. Плюс к этому нужны политические решения. Нашей стране интересен только долгосрочный договор с авансированием платежей (в том числе из средств, замороженных из-за санкций). Потом ремонт — сварка повреждений, удаление воды и заново закачать газ. Это несколько месяцев даже в случае военной логики принятия и исполнения решений — без тендеров и прочего. Плюс изменение позиции Германии по Украине и “Северному потоку — 2”. Я не верю в это. Этой зимой газопровод не заработает, если в ближайшие недели этим не займется правительство Германии. Нам же невыгодно чинить или что-то делать по своей инициативе. Лучше заняться охраной “Турецкого” и “Голубого” потоков плюс безопасностью газопроводов на российской территории».
Еще при первых сообщениях о диверсии на газопроводах встал вопрос: а кто же это сделал?
Западная пресса уже начала активно объявлять потенциальными виновниками саму Россию или же Украину. Понятно, что обе версии совершенно абсурдны. Россия с потерей «Потоков» не приобретает ничего, кроме ухудшения положения своего газового экспорта, возвращения к шантажеемкому «допоточному» положению вещей. Украина, может, и хотела бы устроить такую пакость, но техническая способность подобного вызывает большие вопросы. Еще в относительно благополучные для украинского флота домайданные времена ее подводные силы представлял единственный в своем роде «пiдводний човен», намертво приваренный к причалу во избежание затопления прямо в порту.
Зато удивительная тишина относительно очевидного выгодоприобретателя газового коллапса европейской индустрии, обладающего как раз всеми компетенциями и техническими возможностями для атаки на «Потоки».
Между тем это похоже на начало заката Европы как крупнейшего промышленно-технологического центра планеты. Промышленность «старого континента» во многом либо окажется неконкурентоспособной при таких ценах на газ, либо уедет в Америку, забирая с собой ценные кадры и технологии. Тревожащий США вопрос необходимости сокращения торговли Европы с Россией и Китаем решится сам собой — через коллапс европейских рынков. США получат шанс (капиталы, кадры и технологии) для реиндустриализации, чего ранее не могли добиться, но очень хотели. Стоит напомнить, что счет текущих операций в США за счет гигантского превосходства импорта над экспортом на протяжении последних лет демонстрировал дефицит в размере порядка 0,5 трлн долларов, а по итогам этого года рискует перевалить за триллион. И этот вопрос надо решать на фоне нарастания противоречий с Китаем.
А низведенную до состояния Украины Европу можно будет и натравить на кого-нибудь, объявленного виновным в крахе былого благополучия. И заработать на ее восстановлении — в прошлый раз получилось.