В день объявления Евросоюзом очередного, уже восьмого по счету, пакета антироссийских санкций высокие правительственные чиновники России и Ирана провели консультации в Москве.
«Подготовка нового большого межгосударственного договора Российской Федерации и Исламской Республики Иран переходит в завершающую фазу. Этот документ выведет многоплановые отношения между нашими странами на уровень стратегического партнерства», — заявил вице-премьер Александр Новак после встречи с министром нефти Ирана Джавадом Оуджи.
Новак выразил надежду, что соглашение будет подписано до конца текущего года, и сообщил, что частью большой сделки станет соглашение о своповых поставках российских нефти и газа в Иран. «Мы считаем, что на первом этапе это около пяти миллионов тонн нефти в год, а газа — до десяти миллиардов кубометров», — уточнил он.
Двадцатого сентября иранское агентство Fars сообщило со ссылкой на отчет министерства нефти Ирана, что страна в скором времени начнет импортировать из России до 15 млн кубометров газа в сутки (это эквивалентно 5,5 млрд кубометров в год) по трубопроводу через Азербайджан. Из них 9 млн кубометров топлива Тегеран использует для внутренних нужд, а 6 млн кубометров (или 2,2 млрд кубометров в год) будут приниматься в рамках свопового договора. Аналогичные объемы в виде сжиженного природного газа Иран станет отгружать клиентам «Газпрома» с терминалов на юге страны.
Своповые сделки с Ираном крайне привлекательны в условиях обрезания нам европейского рынка. «Фишка» в том, что мы поставляем нефть в Иран без всяких ценовых потолков (как раз у северных каспийских портов сосредоточены основные иранские нефтеперерабатывающие заводы), а иранцы эквивалентные (ну или почти эквивалентные — с поправкой на небольшие дельты в связи с разным качеством нефти) объемы экспортируют из южных портов Персидского залива (крупнейшие — Бандер-Аббас и Чабахар). Подобные свопы с Ираном давно практикует не имеющий выходов к морю Казахстан, но в небольших объемах (2–3 млн тонн в год).
Еще одно стратегическое направление российско-иранского сотрудничества — развитие логистических коридоров в части переориентации экспортно-импортных операций РФ с Европы на Ближний Восток, Южную и Юго-Восточную Азию. Получает колоссальный импульс к развитию давно стартовавший международный проект международного транспортного коридора (МТК) Север—Юг.
Мультимодальный МТК Север—Юг связывает север Европы с государствами Персидского залива и Индийского океана через Россию, Кавказ и Центральную Азию. Коридор вдвое сокращает время доставки грузов между Индией и Европой по сравнению с традиционным морским маршрутом через Суэцкий канал.
Коридор включает в себя три маршрута: западный — сухопутный (авто- и железнодорожный), идущий по западному берегу Каспия через Азербайджан, восточный — сухопутный обход Каспия с востока через Казахстан и Туркмению и, наконец, транскаспийский — морской, собирающий грузовую базу всех пяти прикаспийских государств, а также часть грузов сопряженных транспортных коридоров, в частности автомобильного МТК Европа — Западный Китай, китайский и казахстанский участки которого уже сооружены, а российский должен быть достроен к 2024 году. Транскаспийский маршрут самый короткий среди всех на МТК Север—Юг: с использованием паромных и контейнерных линий на Каспийском море расстояние от Санкт-Петербурга до южного иранского порта Бендер-Аббас примерно 4900 км (западный — 5100 км, восточный — 6100 км).
Соглашение о создании МТК Север—Юг было подписано Россией, Индией и Ираном в далеком 2000 году. С тех пор к учредителям присоединились еще семь стран-участниц, включая Сирию и Оман. А самое главное, были предприняты серьезные усилия по созданию инфраструктуры коридора. Построены важнейшие участки железных дорог в Азербайджане (Баку — Астара), Казахстане и Туркмении (Бейнеу — Актау — Берекет — Горган), модернизируются все крупнейшие порты, а Казахстан за период существования проекта построил даже гринфилд — глубоководный дублер Актау порт Курык. В 2020 году совокупный грузооборот МТК Север—Юг превысил 5 млн тонн.
Явным узким местом западной ветки маршрута оказался иранский железнодорожный долгострой — 165-километровый участок Астара — Решт на севере страны. Россия летом нынешнего года заявила о готовности выделить на эту стройку межгосударственный кредит на сумму 1,5 млрд долларов (ранее 500 млн уже выделил Азербайджан). По оценке главы Минэкономразвития России Максима Решетникова, с началом сквозного железнодорожного сообщения по западному берегу Каспия ежегодный грузопоток только по этой ветке МТК вырастет до 15 млн тонн. По целевому сценарию Минэкономразвития грузооборот всего коридора к 2030 году достигнет 31,7 млн тонн.