Самый богатый человек в мире по версии Forbes, основатель и руководитель SpaceX и Tesla Илон Маск стремительно ворвался в международную политику, сделав ряд сенсационных заявлений о конфликте на Украине. Сначала Маск запустил в своем твиттере (имеющем 108 млн подписчиков) голосование по вопросу «Должно ли мнение жителей Донбасса и Крыма определять, относятся их территории к России или к Украине?» Утвердительно на этот вопрос ответили 59,3% проголосовавших.
А затем он предложил свой план по установлению мира на территории Украины. «Повторить голосование присоединенных регионов под наблюдением ООН. Россия уходит, если на то будет воля народа. Крым формально входит в состав России, как это было с 1783 года (до ошибки Хрущева). Водоснабжение Крыма гарантировано. Украина остается нейтральной», — написал Маск. Эту петицию поддержало 40,9% подписчиков.
После этого Маск, ранее бесплатно передавший Украине оборудование по приему спутникового интернета Starlink на 80 млн долларов, превратился для официального Киева в «агента Кремля» и главную мишень для нападок и оскорблений. Президент страны Владимир Зеленский, считающий себя очень креативным, запустил в собственном твиттере голосование по вопросу «Какой Илон Маск вам нравится больше: который поддерживает Украину или Россию?» Однако Маск не живет в черно-белом мире, предлагаемом Зеленским, и объяснил критикам, что продолжит поддерживать Украину, но не хочет начала третьей мировой войны.
Чем были продиктованы явно провокационные для западного общественного мнения заявления Маска? Возможно, предприниматель, покоривший почти все вершины в бизнесе, решил замахнуться на политический олимп США в 2024 или 2028 году. Или в преддверии выборов в Конгресс хочет обратить внимание американского избирателя на ошибочную внешнеполитическую линию США. Маска принято относить к лагерю трампистов, и он может формулировать точки зрения внушительной части республиканского и военного истеблишмента.
Тем временем Зеленский, напротив, пытается всеми силами втянуть в военное противостояние с российской армией страны НАТО: он призвал нанести по территории нашей страны превентивный удар. «Что должна делать НАТО — исключать возможность применения Россией ядерного оружия... Как это было до 24 февраля, нужны превентивные удары, чтобы они знали, что их ожидает, если они применят ядерное оружие. Не наоборот — ждать ядерных ударов России, чтобы потом сказать: “Ах, ты так, тогда получи вот это”», — заявил Зеленский. Позже пресс-секретарь украинского президента Сергей Никифоров попытался исправить впечатление от скандального выступления своего шефа, заявив, что под «превентивными ударами» имелось в виду введение новых санкций в отношении России.
Ранее Киев подал заявку на ускоренное вступление в НАТО (по примеру Швеции и Финляндии), и, если бы шантаж удался, Альянс автоматически втянулся бы в прямой военный конфликт с Россией.
Однако позиция большинства стран НАТО (в особенности тех, от кого зависит принятие решений в блоке) была сформулирована следующим образом: двери НАТО остаются открытыми для Украины, но в ближайшее десятилетие она в них войти не сможет.
Реакция Евросоюза была аналогичной: верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель заявил, что вступление Украины в НАТО «не является основным вопросом на данный момент». Госсекретарь США Энтони Блинкен сказал, что Вашингтон в теории поддерживает вступление Украины в НАТО, но что касается практики, то предусмотрена специальная процедура вступления в Альянс и страны-члены «будут продолжать следовать этому процессу».
Несмотря на референдумы и частичную мобилизацию в России, а также на подрывы «Северного потока» и некоторые успехи украинцев на фронте, позиция Запада пока не радикализируется и вообще не меняется. Давление на Россию идет по санкционному треку, поддержка Украины отражается в дотациях бюджету и поставке вооружений. Однако Североатлантический альянс втягиваться в войну не намерен, хотя российская сторона прямо называет его стороной конфликта.
Маск предложил прагматичную переговорную платформу, но она уже устарела: в Москве ответили, что проводить новые референдумы в российских регионах не требуется. Россия готовится менять военную ситуацию в зоне СВО, которая до сих пор устраивала Запад. Впереди зима — она добавит социально-экономических аргументов для Европы и США в пользу новых дипломатических инициатив. Пока их доверяют озвучивать «случайным», но очень авторитетным людям. России придется добавить аргументов, чтобы сделать их мейнстримом.