Как заглушить влияние санкций

Российский производитель устройств, предотвращающих взрывы и шпионаж за счет блокирования сигналов, нашел способы обойти санкции и самостоятельно создал необходимые радиоэлектронные компоненты, поставка которых в Россию прекратилась

Блокираторы радиосигналов используются в военной сфере для противодействия БПЛА и нейтрализации радиоуправляемых взрывных устройств
Читать на monocle.ru

«Если появляется какая-то связь — ее нужно уметь блокировать. Сегодня активно развивается сеть 4G, запускаются пилотные зоны 5G-сетей, стандарты и технологии связи не стоят на месте. С появлением новых средств связи появляются и новые технологии блокирования», — говорит заместитель технического директора компании КОБРА (Конструкторское опытное бюро радиоаппаратуры) Дмитрий Зверев.

КОБРА с 1993 года разрабатывает и производит аппаратуру блокирования связи для предотвращения терактов и информационных угроз. Устройства, несмотря на их незаметность, можно встретить повсюду: в метро, на спортивных стадионах, в переговорных комнатах крупных компаний, на электростанциях и даже в школах во время проведения ЕГЭ. Не говоря об основной сфере применения блокираторов — военного дела и оборонной промышленности. Такими устройствами пользуются в том числе в МВД, ФСО, ФСБ, МЧС.

Устройства воздействуют лишь на определенные частоты. Например, аппаратура, нацеленная на противодействие БПЛА или радиоуправляемым взрывным устройствам, не будет без необходимости блокировать сотовую связь. «Мы не используем белый шум. Мы целиком ушли на цифровые формирователи сигналов, интеллектуальные устройства. Вместо того чтобы просто блокировать, они анализируют радиоэфир, ищут потенциально опасные сигналы и в зависимости от диапазона частот и характера этих сигналов выставляют соответствующую помеху на тех участках, где это необходимо. Устройства можно настроить так, что они будут блокировать сразу несколько разных типов сигналов», — рассказывает Дмитрий Зверев.

Оборудование различается по размерам и типам в зависимости от цели применения: стационарные, автомобильные, переносные в виде небольшого чемодана. Есть также малогабаритные блокираторы, которые для скрытой установки в помещениях могут быть оформлены в виде книги, фоторамки и прочих предметов интерьера. Отличается и цена. Простое изделие стоит около 80 тыс. рублей, а цена самых сложных устройства с интеллектуальными системами может доходить и до 100 млн рублей.

Не найдем — сделаем сами

Российская радиотехническая сфера подвергалась различным ограничениям со стороны западных стран задолго до объявления специальной военной операции в 2022 году. Ранее для приобретения компонентов, необходимых для производства продукции, необходимо было подтвердить, что поставка предназначена для гражданского использования. С этого лета США требуют от американских производителей получения специальной лицензии на экспорт даже тех товаров, которые предполагается использовать исключительно в гражданских целях. В разрешении может быть отказано, если у контролирующих органов в США появятся какие-то сомнения в конечном пользователе такой продукции. Это еще больше ограничивает потенциальный экспорт в Россию. К американским санкциям присоединился Евросоюз, который тоже ввел многочисленные ограничения на поставку технологических товаров.

Понимая зависимость предприятия от импортных технологических компонентов, программного обеспечения, а также оборудования для разработки и производства, специалисты КОБРА на протяжении последнего десятилетия активно разрабатывали компоненты, закупаемые в странах Европы и США. Сейчас компания сама разрабатывает и изготавливает на собственной производственной площадке более 70% приемных устройств для своих изделий. «По цене это существенно выгоднее, чем покупать зарубежные аналоги. Себестоимость разработанных устройств в два-три раза ниже американских. Стоит отметить, что некоторые приемные устройства, ранее закупавшиеся в США, стоят более 16 тысяч долларов», — отмечает Дмитрий Зверев.

Для собственных нужд компания также разработала линейку усилителей мощности в диапазонах частот от 20 до 13 000 МГц. Часть усилителей закупается в КНР. По словам Дмитрия Зверева, китайская продукция по качеству не уступает американским и европейским аналогам.

Помимо этого КОБРА заменила немецкие корпусные детали — продукцию компании nVent Schroff, которая производит шкафы, корпуса, шасси и соответствующие компоненты для радиоэлектронных устройств. «Эти немецкие корпусные детали имели стандартизированную размерную сетку. Готовые наборные решения позволяли упаковать блоки в визуально красивый корпус. Производитель отказался от поставок в Россию, поэтому теперь эту номенклатуру мы выполняем методом фрезеровки на базе собственной металлообработки. Это имеет небольшие отклонения с точки зрения визуальной составляющей, но функционально полностью повторяет те корпуса, которые производились ранее», — рассказывают на производстве КОБРА. Однако в этом случае удешевления производства не произошло. Немецкий гигант изготавливал детали методом литья, причем в больших объемах, что позволяло говорить об экономии на масштабе. КОБРА использует другую технологию металлообработки и производит детали в меньших количествах, что получается дороже.

Часть комплектующих, которые КОБРА не производит самостоятельно, удалось найти у других российских предприятий. Так, в России компания закупает кварцевые генераторы, предназначенные для получения колебаний постоянной частоты с высокой температурной и временной устойчивостью, а также низким уровнем шумов. Здесь, по словам представителей компании, проблем не возникает, так как это направление в стране развито сравнительно неплохо. В случае с конденсаторами и резисторами тоже удалось перейти на продукцию отечественных предприятий. Печатные платы также стали производить в Москве, Нижнем Новгороде и других городах, что снизило стоимость и сроки производства. Однако у части поставщиков-производителей возникли сложности с сырьевыми компонентами, которые в основном поставляются из-за рубежа. Сейчас их пытаются заменить на российские аналоги.

Не все удалось заместить

Несмотря на успешные примеры замещения импортных компонентов собственными разработками, доля иностранных радиоэлектронных элементов в устройствах предприятия составляет 35–40%. По большей части это производители из Тайваня, Японии, США, Евросоюза. «Некоторые уникальные компоненты завозятся в страну через параллельный импорт. Часто встречается такое, что российская микросхема схожа с зарубежными аналогами, но при этом она по размеру в три–пять раз больше или ее технические характеристики недостаточно хороши», — говорит Дмитрий Зверев.

Еще в 2021 году компания закупала европейские микроконтроллеры STM, которые всегда были в наличии не только в Москве, но и во Владимире, где находится производство КОБРА. Стоимость в зависимости от модели варьировалась от 300 рублей до 5000 рублей. В настоящее время цена самого простого микроконтроллера выросла до 2000 рублей, а на более продвинутые устройства перешагнула порог в 30 тыс. При этом сроки поставки в лучшем случае составляют четыре-пять недель, а у некоторых поставщиков более года.

Заменить иностранные микроконтроллеры российскими пока не удается. Во-первых, они слабее санкционных аналогов. Во-вторых, в них используются другие языки программирования и для перехода на отечественные комплектующие компании пришлось бы перестраивать производственный процесс и вносить существенные изменения в сами устройства. «У нас согласованные и разработанные ранее программные коды, которые просто так, без согласования с заказчиком, заменить непросто. Поэтому в серийной продукции приходится выбирать путь изготовления на базе тех же иностранных элементов, просто это выходит дороже и дольше», — рассказывают в компании. Внедрить отечественные элементы при производстве новой продукции возможно, но переход на новые языки программирования увеличит сроки разработки и внедрения продукции в производство.

На пути решения проблем

Понятно, что санкционные ограничения снижают эффективность бизнеса компании. В этой ситуации одним из способов нивелировать негативное влияние может стать повышение производительности труда.

КОБРА решила воспользоваться возможностью снизить свои затраты и подала заявку на участие в нацпроекте «Производительность труда»,

в следующем году. Компания ожидает, что в результате получится снизить затраты на нетехнологические операции на 10–15%. Определенные надежды возлагают на снижение налоговой нагрузки для предприятий отрасли, инициатором которой выступает Минпромторг. В компании надеются, что это даст толчок к развитию российской микроэлектроники.

Кроме того, затраты на возросшие в цене комплектующие, возможно, удастся компенсировать за счет роста спроса на сами устройства блокировки. В КОБРА отмечают, что к продукции предприятия растет интерес не только в России, но и в странах СНГ, Африки, Южной Америки. «Поступает много запросов от коммерческих структур по поводу технических характеристик наших устройств, наличия производственных мощностей, готовности выполнить большие объемы поставок. Это также связано с геополитической обстановкой в мире и санкциями в отношении России, Венесуэлы, Китая», — говорит директор по продажам компании Александр Постерняк. И если еще десять лет назад на оборонную сферу приходилось 70–80% продукции компании, то сейчас предприятие планомерно идет к соотношению 50 на 50% по показателям коммерческого продукта и государственного оборонного заказа, не снижая объемы последнего.

В связи с ожидаемым ростом заказов компании потребуется больше комплектующих. И здесь она рассчитывает в том числе на российских производителей радиоэлектронных компонентов.