Правительство РФ 13 октября постановило создать нового оператора для проекта «Сахалин-1». Им станет общество с ограниченной ответственностью «Сахалин-1», зарегистрированное в Южно-Сахалинске. Управляющей компанией на время переходного периода была назначена дочерняя структура «Роснефти» — «Сахалинморнефтегаз-Шельф».
Новый оператор придет на смену Exxon Neftegas Limited, зарегистрированной на Багамах «дочки» американского нефтяного мейджора ExxonMobil, владевшего до запуска нынешних юридических процедур 30-процентным пакетом в проекте. Такой же пакет у японской Sodeco, 20% — у «Роснефти» с «дочками» и оставшиеся 20% — у индийской государственной нефтяной компании ONGC.
«Сахалин-1» — проект освоения нефтяных ресурсов на шельфе Охотского моря на северо-востоке от острова. Разрабатывается в режиме соглашения о разделе продукции (СРП), вступившего в силу в 1996 году, промышленная добыча стартовала в 2005-м. В 2021 году в рамках проекта добывали в среднем 220 тыс. баррелей в сутки (11 млн тонн в годовом выражении), выведен на рынок собственный сорт нефти (Sokol).
Однако в марте этого года, после начала специальной военной операции, ExxonMobil заявила о выходе из проекта, а затем заблокировала его работу. По заявлениям представителей «Роснефти», не согласованное с другими участниками консорциума снижение добычи было начато американцами 26 апреля. И доведено почти до нуля: 10 тыс. баррелей в сутки, в 22 раза меньше средних прошлогодних объемов. По укрупненным оценкам, общие потери бюджета России от блокировки проекта «Сахалин-1» его прежним оператором составили около 4 млрд рублей в месяц, в том числе потери бюджета Сахалинской области — порядка 2 млрд.
В случае с другим сахалинским проектом, газовым «Сахалином-2», недружественное поведение западного партнера, англо-голландской Royal Dutch Shell, довольно оперативно обернулось переводом проекта в российскую юрисдикцию (юридические детали, мотивы и последствия операции мы рассмотрели подробно в материале «Сахалин наш», см. «Эксперт» № 28 за этот год).
«Сахалин-1» подождал чуть больше: только 7 октября президент Владимир Путин подписал указ о переводе проекта в российскую юрисдикцию. Схема перевода будет схожа с опробованной на «Сахалине-2».
Японский участник консорциума уже заявил о своем интересе остаться в проекте, индийцы в принципе стараются избегать политических игрищ на энергетических рынках, а индийский рынок стал одной из важных альтернатив для отечественных экспортеров нефти после закрытия западных рынков.
Американцы же по традиции опять пытаются строить козни. В частности, угрожают экологической катастрофой, если им не позволят напоследок утащить из России 700 тыс. баррелей нефти, которые находятся в резервуарах нефтеналивного терминала «Сахалина-1» в порту Де-Кастри Хабаровского края.
Отметим, что условия СРП едва ли можно было назвать выгодными для России. Так, по оценкам отраслевых экспертов, средняя величина налоговой нагрузки за период с 2005 года на «Сахалине-1» составляла порядка 29–30%, в то время как в среднем по российской нефтяной отрасли — свыше 50%. Мало того что экономили на налогах, так и рабочие места массово создавались не на благо Сахалина (и России в целом). Так, проверка Счетной палаты РФ выявила, что в 2018 году на иностранцев приходилось чуть менее 50% всего персонала, а подрядные работы часто уходили иностранным же исполнителям.