Детских площадок в России строят много, но нужно еще больше. Сегодня этот бизнес переживает стресс: из страны уходят западные компании, задающие основные тренды в развитии этого продукта, местных кадров не хватает. Но игроки рынка строят планы на будущее и заявляют, что скоро публичные детские пространства будут не только развлекать ребенка, но и обучать его
Производство детских площадок в России — быстрорастущий вид бизнеса по благоустройству городской среды. По данным Минстроя РФ, только с 2019 по 2021 год более 9700 объектов в разных городах страны были оснащены новыми детскими игровыми комплексами и оборудованием для занятий спортом. Одновременно общественные деятели говорят об острой нехватке подобных объектов. Например, недавно уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Анна Кузнецова заявила о необходимости кратно увеличить число детских площадок в стране. «В России наблюдается беби-бум, и существующая в настоящий момент инфраструктура не готова принять всех желающих в крупных жилых массивах, где могут проживать много многодетных семей», — отметила она.
Дополнительным вызовом для дальнейшего развития детских территорий станет недавнее решение зарубежных производителей детских площадок, задающих основные тренды в развитии этого продукта, уйти из России. Ожидается, что это даст новый импульс в развитии отечественных компаний, для которых этот рынок и так весьма привлекателен: прибыльность бизнеса по созданию детских площадок в среднем составляет 25‒30%.
Смогут ли отечественные производители полноценно занять место иностранных компаний? Как сделать игровые комплексы красивыми и безопасными и кто несет ответственность за детей на детских площадках? Об этом «Эксперту» рассказал Артем Сорокин —руководитель «Лебер Групп», одной из ключевых компаний на этом рынке.
— Как можно оценить развитие рынка детских площадок в России? Когда он начал формироваться?
— Самый значимый рынок услуг по производству и установке детских площадок в стране сейчас сформирован в Москве, его быстрое развитие началось в 2010 году после прихода на пост мэра Сергея Собянина, который активно взялся за благоустройство города. Безусловно, подобные работы велись и раньше, но прежде создание детской площадки в московских дворах было, скорее, особенным событием, оно преподносилось как подарок от депутатов, властей, вокруг этого строился пиар. А при Собянине открытие детской площадки стало будничным действием, постепенно такого рода благоустройство стало широко распространено.
За двенадцать лет рынок услуг по строительству детских площадок серьезно вырос, его объем только в Москве сейчас достигает порядка 20 миллиардов рублей в год, и эти показатели продолжают расти. В свое время, на начальном этапе развития рынка, здесь присутствовало три-четыре игрока, в том числе наша компания. Сейчас же только по муниципальным контрактам в Москве работает 26 поставщиков детских площадок плюс компании, которые работают с девелоперами. То есть рынок очень конкурентный.
— Получается, что два ключевых направления рынка сейчас — это муниципальные заказы и девелоперские? Чем между собой отличаются эти два сегмента?
— Первый сегмент, связанный с муниципальным заказом в Москве, — это очень большой и системно работающий рынок, на котором чрезвычайно важна репутация. Есть представление о госзаказе как о чем-то неповоротливым, медленном и неэффективном. В московской практике это не так: структуры распределения и организации работ по благоустройству в столице сейчас работает довольно четко. Это позволяет в кратчайший срок сделать большой объем работ, что особенно важно в благоустройстве детских площадок, которые надо устанавливать при теплой погоде. Особенность нашего бизнеса заключается в том, что мы весь год работаем для того, чтобы сделать все работы за три-четыре месяца. Тут еще накладывается координация со смежниками, которые, например, готовят основание, на которое ставится площадка, поэтому реальное эффективное время работ сужается до минимума.
В результате складывается ситуация, что наш рынок совершенно не прощает ошибок. Здесь каждый год есть определенная ротация: продукцию поставщиков, которые не справляются, в следующий раз уже просто не проектируют. Действует и обратный процесс: компаниям, которые справляются, дают все больше заказов.
Заказы от девелоперов — это тоже растущее направление рынка. Строек сейчас много, заказов на благоустройство со стороны застройщиков становится все больше. Но по объемам они пока уступают: по нашим оценкам, объем муниципальных заказов на создание детских площадок в Москве и Московской области сейчас составляет порядка 15 миллиардов рублей в год, в то время как рынок заказа девелоперов — это порядка пяти миллиардов рублей. Есть различия и по требованиям. Муниципальный заказ — это большое количество площадок, которые достаточно унифицированы, имеют высокие требования по вандалоустойчивости, износу и безопасности. Соответственно, в этом сегменте рынка больший упор делается на серийность. Как я уже сказал, за короткое время надо поставить много площадок, поэтому поставщик в таких условиях ассортимент старается сильно не раздувать.
Девелоперы же традиционно предъявляют высокие требования к уникальности конструкций. Ведь детские площадки — это всегда часть имиджа жилого комплекса, района. И застройщик стремится с помощью такого объекта выделиться. В этом сегменте всегда был высокий спрос на различные дорогие природные материалы (например, для бруса использовать не сосну, а лиственницу), на более сложные технологии типа горячего цинкования. С точки зрения дизайна тут востребованы не массивные элементы, а легкие и воздушные. Таким требованиям в большей степени отвечала импортная продукция, девелоперы до недавнего времени чаще предпочитали работать с иностранными поставщиками. Но сейчас из-за санкций это становится невозможным. Я знаю, что такие крупные застройщики, как «Эталон Инвест», ПИК, «Самолет Девелопмент» в настоящее время не могут найти поставщиков для площадок, которые у них предварительно были нарисованы в красивых буклетах.
— Получается, что иностранные компании уходят и с вашего рынка. Что это были за компании, какую долю они занимали? Насколько сильные у них конкурентные преимущества?
— До известных событий в России активную деятельность вели такие зарубежные производители детских площадок, как датская Kompan, финская Lapset, шведская Hags, были еще французские и польские компании. По нашим оценкам, в общей сложности они занимали порядка 20 процентов российского рынка. Отличия их продукции сводятся к тому, что они ее делают десятки, а иногда и сотни лет, а мы — десять. Как и в любой другой области, эффективное производство в нашей сфере — это сбор максимального количества рекламаций и замечаний, результатов тестирования разных технологий и выбор оптимального решения. Поэтому в мелочах технологии у иностранцев «допилены» глубоко, в результате чего достигаются три главных параметра качества продукции детских площадок. Первое — это долговечность: даже при интенсивном использовании импортная площадка «стоит» дольше. Иностранные компании используют лучшие защитные покрытия, лучшие технологии обработки, цинкования металла. Они заранее пропитывают древесину, вместо фанеры используют всякого рода экологичные пластики, и все эти мелочи увеличивают долговечность, хотя при этом и поднимают стоимость.
Второй параметр — интересность с точки зрения эксплуатанта. А эксплуатант в нашем случае — это ребенок. Этот параметр достигается за счет насыщения изделия оригинальными игровыми элементами, модулями, стендами. В нашем бизнесе есть такая характеристика продукции, как игровая насыщенность на квадратный метр. Скажем, можно поставить на площадке четыре столба, далее можно по ним забраться, а там горка, с которой скатываются. И вот иностранные производители очень хорошо умеют встраивать игровые сценарии в занимаемую комплексом площадь. Ну и третий параметр — безопасность, тут иностранные компании тоже всегда были на высоте. Хотя требования, предъявляемые российскими стандартами, от европейских отличаются минимально.
— Выходит, что российские детские площадки, в отличие от иностранных, имеют низкий уровень безопасности? Кто следит за такими чувствительными критериями, как безопасность городского благоустройства для детей?
— Конечно, это не так! Детские площадки российского производства имеют высокий уровень безопасности, отвечающий всем действующим здесь требованиям. И нормы эти очень строгие, потому что тема эта, понятно, очень резонансная для гражданского общества. В свое время все действующий российские ГОСТы по детским площадкам буквально слово в слово были списаны с аналогичных требований в Германии. В 2012 году была принята последняя редакция этих правил, куда были внесены некоторые уточнения. А, например, с 2021 года, вступили требования по обязательной сертификации детских площадок по правилам Евразийского экономического сообщества (ЕАЭС). И здесь все очень строго, наша компания для получения сертификатов регулярно предоставляет образцы продукции в лаборатории, к нам на производство приезжают инспекции.
В частности, особое внимание уделяется размерам элементов площадки: согласно базовым требованиям, у ребенка не должны застревать на площадке пальцы, голова, элементы одежды. Поэтому есть размеры, например, меньше которых нельзя делать элемент, когда, грубо говоря, в одну сторону голова ребенка пролезет, а обратно — нет. Есть запрещенные виды и размеры отверстий, где могут застрять части одежды. Динамичные элементы типа каруселей или качелей не должны пересекаться, чтобы дети не ударились друг об друга. У качелей должен быть гибкий подвес, под каруселями должны быть зазоры — на основе этих и других требований выдаются сертификаты. И в Москве, и в других городах без такого соответствия никто не допустит компанию строить объект.
— Создатель площадки несет какую-то ответственность, если что-то произойдет?
— Безусловно несет. Но здесь есть несколько участников правоотношений. Есть производитель, который отвечает за то, что конструкция соответствует всем нормативам. Далее присутствует еще эксплуатирующая компания, в зоне ответственности которой содержание площадки. Площадка может прийти в ненадлежащие состояние в ходе эксплуатации: например, на ней что-то разбили и торчит острый край, раскрутился саморез или болт. За этим должна следить эксплуатирующая организация, которая берет конструкцию на баланс, несет за нее ответственность в соответствии с паспортом изделия, должна выполнять регулярный контроль примерно раз в неделю, а два раза в год осуществлять контроль капитальный — приходить, подкручивать все болтовые соединения и так далее. По результату таких работ должен составляться, акт, тут работают строгие бюрократические нормы.
И третья сторона — это эксплуатант. У каждой площадки есть правила использования, которые публично вывешены у каждого комплекса. Если двухлетний ребенок упал с комплекса, на котором написано, что он для пользователей от четырнадцати лет, то родители должны знать, что таких маленьких детей туда пускать нельзя. У нас была как-то претензия, связанная с тем, что произошло неудачное падение с горки. Мы стали разбираться и не сразу поняли, что упал не ребенок, а его мама, которой тридцать три-года и которой пользоваться такими горками по правилам нельзя.
— Как часто вам приходится сталкиваться с претензиями к своим площадкам? Вообще, случаются здесь неприятные резонансные случаи?
— Да, резонансные происшествия, к сожалению, случаются. Самое громкое было семь лет назад, сразу подчеркну, что там было оборудование не нашего производства. Тогда трагически погиб ребенок, катаясь на качелях на жестком подвесе. Такие качели уже запрещены, если в такой подвес засунуть руку или высунуть голову, можно удариться очень сильно. В том случае удар, к сожалению, привел к летальному исходу, и качели такого типа мгновенно и окончательно убрали везде. Но это, повторюсь, были качели не нашего производства. В отношении же нашей продукции серьезных претензий, связанных с повреждениями, не было. Безусловно, инциденты случаются, мы внимательно разбираемся с каждым случаем. Но при детальном расследовании чаще всего выясняется, что в происшествии было задействовано не наше оборудование, или неправильно была выполнена эксплуатация, или не соблюдались возрастные ограничения.
Вообще, игра ребенка на детской площадке всегда связана с риском. Я как-то, уже достаточно давно, был в Германии, на заводе крупного предприятия нашей отрасли, и там мне говорили, что, даже если везде вывешивать предупреждения и правила, все риски присутствия ребенка на площадке снизить до нуля нельзя. Все возможные меры решают только задачу компромисса и минимизации риска травмирования ребенка. Есть еще внешний фактор, который этот риск тоже минимизирует, — это родители. Родители должны следить за ребенком, родители должны видеть ребенка всегда, хотя и это тоже не гарантирует нулевой риск.
Безусловно, производители детских площадок не должны полностью перекладывать ответственность на родителей, прикрываться табличками с правилами и прочими юридическими ухищрениями. Каждый производитель, в том числе наша компания «Лебер Групп», постоянно совершенствуют безопасность конструкции. Например, есть такой интересный принцип, который мы реализуем в проектировании изделий. Детская площадка должна быть сконструирована так, что ребенок соответствующей возрастной категории не может выпасть из какого-то элемента, потому что он просто не может туда попасть. То есть маленький ребенок не сможет физически забраться сам на опасный для него элемент за счет расстояния между ступеньками или других методов усложнения доступа. А если он забрался, значит, у него достаточно навыков и координации, чтобы с этого элемента слезть.
— Возвращаясь к теме импортозамещения, считаете ли вы, что российские производители в состоянии заменить ушедших из России зарубежных игроков?
— Я считаю, что такое вполне возможно. Российские производители уже имеют достаточный опыт работы. Например, наша компания за двенадцать лет прошла большой путь, и недавно на совете директоров мы приняли решение двигаться в те ниши рынка, которые освобождаются от иностранных компаний. Сейчас мы имеем производственные мощности в Москве площадью 4500 квадратных метров, есть еще одна производственная площадка в Санкт-Петербурге. Эти заводы полностью загружены, они работают семь дней в неделю, в две, а в сезон и в три смены. Мы первыми на рынке придумали, что продукцию надо производить не тогда, когда пришла заявка, а заранее. Потому что, как я говорил выше, основной спрос приходится на летние месяцы, и за этот короткий срок изготовить новые заказы очень сложно. Поэтому мы, используя кредитные средства, всю осень, зиму и весну делаем площадки. Затем складируем их у себя на достаточно большом складе, и, когда начинается высокий спрос, у нас есть десятки своих монтажных бригад, численность которых в пики доходит до 200 человек. Они со склада берут продукцию, выезжают на объект, там собирают, и дальше это сдается заказчику. Таким образом работает наша цепочка поставок.
— Насколько вы зависимы от импортных материалов и производственного оборудования?
— Большинство материалов у нас российские. Главное — это металл, трейдер привозит нам его на производство, далее мы его пилим, варим, производим дробеструйную обработку, чтобы снять копоть, масла. Потом покрываем цинком, порошковой краской, запекаем — так получаются металлические изделия. Что касается производственного оборудования, то оно у нас импортное, в основном мы закупали его изначально в Китае. При этом у нас очень высокий уровень автоматизации, широко используются станки с ЧПУ, а приобретать дорогое оборудование нам помогают столичные программы поддержки, которые могут компенсировать 30‒50 процентов от закупочной цены важных для нас станков.
— Какова маржинальность и выручка вашего бизнеса?
— По нашим оценкам, мы занимаем порядка 12 процентов рынка, наша ежегодная выручка составляет почти два миллиарда рублей. Мы много инвестируем в производство, осуществляем также вложения в промышленную и офисную недвижимость, обеспечивая таким образом прирост наших чистых активов, что, в свою очередь, открывает нам доступ к значимым объемам кредитования. Что касается прибыльности и маржинальности, то она у нас находится на уровне 25‒30 процентов, рынок сейчас дает возможность работать на таком уровне рентабельности, и это, по нашим ощущениям, средний показатель по отрасли.
— Сколько сейчас стоит одна детская площадка?
— Когда мои знакомые и друзья узнают, что я занимаюсь детскими площадками, они часто говорят: «О, мне нужна детская площадка на дачу!» Им я отвечаю, что это точно не ко мне. Потому что площадки для частного пользования — это совсем другой продукт, имеющий мало общего с тем, что делаем мы. Площадка, на которой по выходным будет играть два-три ребенка, и площадка, на которой семь дней в неделю по 15 часов находятся по сто детей, — это совершенно разные конструкции с принципиально другими ценами. Наши площадки для массового использования, стоят, как правило, от двух до пяти миллионов рублей в зависимости от насыщения. В среднем это три миллиона рублей за площадку, и туда не входят резиновые и другие типы покрытий в качестве основы, которые изготавливаются нашими смежниками. В сезон мы можем устанавливать порядка 150 детских площадок в месяц.
— Москва за последнее время действительно сделала очень много в плане обустройства города, в том числе детскими площадками. Но уже есть ощущения, что такие объекты есть в каждом дворе. В связи с этим стоит ли ждать спада заказов? И что происходит на этом рынке в других городах?
— Наш рынок развивается довольно динамично. Я могу сказать, что за исключением 2020 года, когда из-за пандемии была отменена программа благоустройства дворовых территорий, рынок продолжает расти на семь‒десять процентов в год. При этом бизнес нашей компании растет быстрее, в том числе за счет того, что мы постепенно выходим в регионы, где формируется устойчивый спрос на городские пространства для детей. Что касается Москвы, то недавно тут было принято распоряжение, что детские площадки в городе должны обновляться каждые семь лет. Так что скоро нужно будет обновлять старые конструкции, да и в Москве, а также в Московской области на самом деле много еще места, где востребованы организованные пространства для развития детей.
В дополнение к российским регионам мы видим большой потенциал рынков стран СНГ, где мы тоже планируем развиваться, рассматриваем поставки в дальнее зарубежье.
— Какие тренды в развитии детских площадок, на ваш взгляд, в ближайшем будущем будут особенно востребованы?
— Заметный тренд на рынке — это то, что детские игровые комплексы в Москве растут не вширь, а вверх, что связано с уплотнением городской застройки. Поэтому мы работаем над тем, чтобы за счет такого роста вверх площадка была максимально насыщена. Ну и другой важный момент — развитие концепции детской площадки как арт-объекта. Поскольку мы не можем разделить городскую среду, жилой фонд и архитектуру благоустройства, они должны друг друга дополнять. Все стремятся к тому, чтобы площадки были не только интересные, но и красивые. Они должны украшать двор, делать его ярче и насыщеннее, радовать жителей не только возможностью гулять на них с детьми, но и внешним видом.
Наконец, важный глобальный тренд, который сейчас начинает реализовываться, в том числе в России, — это то, что детская площадка должна давать возможность ребенку не только развиваться физически. А она должна еще и учить. Эта сложная задача, но она получает поддержку в России. Так, недавно мы стали участником Программы десятилетия науки и технологий. Возможно, наши площадки скоро будут устанавливаться в рамках этой программы. Концепция здесь заключается в том, чтобы создать такой научный музей под открытым небом, где через игру показывать детям, например, что такое электричество, почему дует ветер, как смешиваются жидкости, работает аэродинамика, из чего формируется звук. Недавно мы на выставке представили стенд, где ребенок с помощью рычагов и дисков может правильно собрать электрическую цепь, и в результате загорается фонарик. Или у нас есть музыкальный игровой комплекс, который показывает, как создаются ноты, как накладываются друг на друга музыкальные инструменты. Есть стенд, где надо запустить мелодии и сопоставить их с музыкой известных композиторов. Или на другом стенде можно поднимать себя на канатах с помощью разного количества блоков как будто бы ты на Марсе или на Луне, где действуют разные силы притяжения.
— Что сейчас сдерживает ваше развитие?
— Главное, что нас сдерживает, — мы не успеваем быстро воплотить все наши идеи в реальность. А для этого нам нужны в первую очередь дизайнеры и конструкторы. Производство у нас максимально автоматизировано, и главным субъектом здесь фактически является не рабочий, а конструктор, который создает задания на компьютере. И вот талантливых конструкторов нам очень не хватает, хотя в компании уже сформировано крупное конструкторское бюро. Оно прекрасно работает, но все равно нужно ускоряться, чтобы максимально часто обновлять линейку, занимать освободившиеся ниши и делать инновационные площадки, которых на рынке еще не было. Мы активно берем конструкторов из разных отраслей и адаптируем их навыки, но этот процесс очень длительный и затратный, так как конструктор детских площадок — профессия уникальная и до сих пор в российской системе образования подготовкой таких специалистов, к сожалению, никто не занимается.