Новости о развитии в России электродвижения поступают в последнее время регулярно. Так, 26 октября начались продажи электромобилей марки Evolute, дособираемых из китайских машинокомплектов на липецком заводе «Моторинвест». Пока только одной модели, седана i-Pro длиной 4,6 метра и с двигателем мощностью 110 кВт. И цвет всего один, белый. Комплектация тоже одна: две подушки безопасности, климат-контроль, салон из кожзаменителя, ESP/АБС и задний парктроник. Все это указывает на назначение машины: шеринг, таксопарки и, возможно, использование в качестве корпоративного автомобиля.
Что представляет собой машина, предлагаемая за 2,99 млн рублей без субсидии и за 2,065 млн с таковой при приобретении в лизинг? Внешне — типично китайский седан, на 270 мм длиннее Lada Vesta. Сходство с «прапрародителем», автомобилем Nissan Bluebird Sylphy G11 2005 года, который в упрощенном виде выпускался под именем Nissan Almera на АвтоВАЗе, минимальное. Салон новый, передняя и задние части «перерисованы» на китайский манер. В таком виде, но в основном с бензиновым мотором машина выпускается на китайском заводе Dongfeng с 2019 года.
От «предка» она унаследовала большой багажник и пространство для ног задних пассажиров, однако размещенная под диваном батарея заставила поднять его выше в ущерб пространству для голов пассажиров. При этом батарея висит над дорогой безо всяких защитных накладок. Емкость батареи — 53 кВт⋅ч, чего должно хватать на 420 км при щадящем цикле NEDC и всего на 300 км в российской реальности. Этого недостаточно для таксомоторной службы, подразумевающей пробег 350–400 км в день, но прилично для шеринга, служебной машины в корпорации или госструктуре. Как и максимальная скорость 150 км/ч и разгон до 100 км/ч за 9,5 секунды.
О качестве исполнения, надежности и ресурсе говорить рано: на независимых полигонных тестах машина еще не была. Но неровные зазоры меж кузовными панелями и в салоне, как и непродуманность компоновки электропривода, дают повод заподозрить, что в Evolute i-Pro мы имеем дело с легендарным китайским «качеством» и сыростью общего исполнения.
В электромобильном грузовом сегменте ньюсмейкером выступил КамАЗ, заявивший о намерении к 2027 году разработать полный модельный ряд своих автомобилей на электротяге, а к 2030-му — занять до 30% этого рынка.
В числе прочего речь идет о развитии электроприводной машины в качестве мусоровоза: здесь экологичность и снижение шума важнее, чем в прочих «профессиях» средне- и крупнотоннажных грузовиков. Скорее всего, это будет электромусоровоз на шасси КамАЗ-53198 из гаммы К5, впервые показанный в июне 2020 года и заявленный в серию на конец 2023-го. Силовой агрегат этой машины строится пока на китайских компонентах с батареей емкостью 156,6 кВт⋅ч. В мусоровозном варианте, требующем немалых энергозатрат на работу гидропресса, запас хода составит 100 км: этого достаточно для двух циклов сбора и выгрузки мусора в смену — нормального режима в больших городах. В варианте «обычного» грузовика пробег составит до 250 км.
Неделей ранее Марат Садыков, главный конструктор КамАЗа по электротранспорту, в выступлении на Международном автомобильном научном форуме, подтвердил, что «электрический» К5 будет в ближайшее время, но на китайских компонентах. С 2026 года планируется выпускать электрогрузовики уже с отечественными двигателями и инверторами. С 2027 года предполагается устанавливать российские аккумуляторы от компании «Рэнера», которая приступила к строительству гигафабрики в октябре (см. «Батареи — огонь!», «Эксперт» № 43 за 2022 год) и обещает вывести производство ячеек для батарей на проектную мощность в 2025-м.
Впрочем, продолжается разработка в Челнах и легковых электромобилей. Это будут трех- и пятидверные псевдокроссоверы «среднестатистической» внешности: они похожи и на китайские машины пятилетней давности, и на поздние версии «Ё-мобиля» одновременно. Согласно утечкам, модульная подвесная, а не встроенная в днище батарея будет обеспечивать запас хода машины до 500 км. Двигатель мощностью до 120 кВт станет разгонять автомобиль до скорости 170 км/ч. Впрочем, предусмотрены версии с разными батареями и моторами. Подтверждается и «гаджетонасыщенность» будущего электромобиля, в том числе для пользователей шеринга, доставочных служб и такси. О том, как конструкторы обеспечат достаточное пространство пассажирам такого такси при длине машины менее четырех метров и кроссоверном, то есть с нормальной длиной капота, форм-факторе, не сообщается.