Представители китайского автопрома убеждены, что у российских потребителей уже достаточно оснований пересаживаться не только на массовые, но и на премиальные автомобили из КНР. И дело не только в том, что из-за санкций в Россию не поставляются машины традиционных лидеров автомобильного премиума
Российский автомобильный рынок стремительно разворачивается на восток: если еще недавно доля продаж китайских машин в РФ была едва заметна, то сейчас дилеры и потребители активно учат новые, непривычные названия брендов и моделей. Еще в первом полугодии 2020 года доля китайских автомобилей в России составляла всего 3%, по итогам первого полугодия 2021-го она выросла до 6%. Но начиная с марта 2022-го, после того как был наложен запрет на официальные поставки в РФ автомобилей ведущих мировых автоконцернов, доля китайских машин взлетела до рекордных показателей. По подсчетам аналитического агентства «Автостат», по итогам третьего квартала текущего года автомобили из КНР заняли впечатляющие 26% российского рынка. А за первую неделю октября она увеличилась уже до 30,3%.
Лидером «китайского наступления» в РФ сейчас является компания Chery Automobile. За девять месяцев она продала в России около 30 тыс. автомобилей из 72 тыс. машин, которые в общей сложности реализовали на российском рынке китайские производители. Второе и третье места среди самых активных китайских автомобильных компаний в России держат Haval (20 тыс. проданных авто) и Geely (14 тыс.). Из 30 тыс. проданных в России машин Chery Automobile 8,8 тыс. приходится на премиальный бренд концерна — Exeed. Глобально он был представлен только в конце 2017 года, а в России появился осенью 2020-го. Всего за два года Exeed занял 23% премиального сегмента российского авторынка, почти догнав показатели продаж традиционных лидеров — германских BMW и Mercedes-Benz. О том, за счет чего китайские автопроизводители претендуют на более маржинальную премиальную рыночную нишу и каким образом планируют повышать не только потребительские свойства, но и статусность своих автомобилей, «Эксперту» рассказал Геннадий Баранов, директор бренда Exeed в России.
— Как вы оцениваете текущую ситуацию на российском автомобильном рынке? Насколько она развернулась в сторону китайских автопроизводителей?
— Ситуация на российском автомобильном рынке сейчас очень сложная, о причинах этого много говорят, думаю, повторяться нет смысла. Напомню только, что общее падение продаж новых машин в РФ сейчас составляет почти 80 процентов, а по итогам 2022 года мы будем свидетелями, наверное, самых низких показателей российского автомобильного рынка в новейшей истории. Но любой кризис — это еще и окно возможностей. Для нас как для китайской компании текущая ситуация на рынке — это не только вызов, но еще и значимые новые перспективы, и эту ситуацию мы стараемся максимально использовать. В текущем году наша компания ощутимо нарастила продажи, я сейчас говорю не только о марке Exeed, но и о нашем материнском бренде — компании Chery.
— Из-за западного санкционного давления для китайских компаний в России включился «зеленый свет». Тем не менее далеко не все ведущие автопроизводители из КНР бросились в Россию. С чем это связано? Боятся ли китайские автомобильные компании, например, вторичных американских санкций? Или же они рискуют потерять перспективу развития на рынках западных стран?
— Я не буду говорить про все китайские бренды. Если мы говорим о компании Exeed, то мы всегда действовали на российском рынке осторожно и поступательно. Нашу первую модель здесь мы представили в октябре 2020 года. Тогда у нас были довольно скромные планы: несмотря на то что глобально в портфеле бренда Exeed было уже три модели, мы решили представить в России только одну. Нам было важно понять, насколько российский рынок готов к нашему продукту. Россия стала первым экспортным рынком для Exeed, старт продаж в РФ убедил нашу компанию в том, что бренд обладает значимым экспортным потенциалом: показатели продаж первой модели TXL в четыре раза превысили наш первоначальный прогноз, и это произошло еще до 24 февраля.
Именно после успеха в России наша китайская штаб-квартира приняла решение изменить политику компании как в плане продукта, так и в отношении поставок новых автомобилей в РФ. Было принято решение развивать экспортные поставки нашего бренда и на других зарубежных рынках — начались продажи Exeed на Ближнем Востоке, сейчас активно развивается направление поставок в Латинскую Америку.
— Как конкретно изменилась ваша политика в отношении поставок в РФ?
— Безусловно, текущая ситуация накладывает на нас дополнительный прессинг, нам приходится принимать более взвешенные решения. Напомню, что высокий уровень нестабильности складывался еще в пандемию, в условиях нехватки полупроводников, а сейчас все переросло в ту геополитическую ситуацию, которая есть. Тем не менее, несмотря на все трудности, в прошлом году мы вывели на рынок обновленную версию модели TXL, а также новый флагманский полноразмерный внедорожник VX. А в марте этого года мы представили российской публике нашу третью модель — компактный кроссовер LX. Летом этого года мы продолжили развивать модельный ряд, представив «заряженную» модификацию TXL с более мощным двухлитровым двигателем. И совсем недавно, в октябре, мы предложили покупателям еще и лимитированную серию флагманской модели VX.
— Стоит признать, что сегодня продажи китайских машин в России растут во многом из-за того, что из РФ ушли или приостановили деятельность автоконцерны из недружественных стран. Выбора на рынке нет, вот и покупают китайское. Вы согласны с этим тезисом?
— Это не совсем так. Как я уже сказал, первую модель мы представили еще в конце октября 2020 года. И уже в ноябре и в декабре позапрошлого года мы начали идти с опережением плана. В 2021 году ситуация, которая сложилась в мировом автомобилестроении — я имею в виду нехватку полупроводников, — способствовала переключению внимания покупателей с традиционных лидеров по продаже автомобилей как в массовом сегменте, так и в премиуме, на тех, кто мог в тот момент предложить автомобили. Но это можно назвать лишь способствующим фактором.
С самого старта продаж мы попали в поле внимания российской публики. Я считаю, что это связано с высокими потребительскими качествами нашего продукта. В частности, наши автомобили отличаются броским, передовым дизайном. Для меня лично внешний вид автомобилей Exeed стал решающим фактором в решении присоединиться к команде этого бренда. Мои переговоры об этом продолжались довольно долго, но после того, как я увидел этот автомобиль, у меня лично отпали последние вопросы, я принял решение присоединиться к проекту.
— Сколько автомобилей бренд Exeed сейчас продает в России?
— В первый полноценный год нашей работы на российском рынке, в 2021 году, мы продали 2800 автомобилей. Но здесь стоит учесть, что только в ноябре 2021 года мы начали продавать вторую модель. В текущем году, когда в нашей линейке три модели, по итогам девяти месяцев мы продали 8800 авто, до конца года уровень наших продаж предположительно составит порядка 12 тысяч автомобилей.
— Сегодня цены на автомобили Exeed в России начинаются с 2,9 миллиона рублей за компактную модель LX. Среднеразмерный внедорожник Exeed TXL предлагается по цене от 3,9 миллиона. А самый большой семиместный VX стоит от 4,8 до 5,6 миллиона рублей за версию President Limited Edition. В представлении российского потребителя это немаленькая цена за автомобиль из Китая, который раньше воспринимался прежде всего как доступный и недорогой продукт. Насколько вам сложно ломать потребительские стереотипы и заявлять, что китайские машины могут быть значимы в премиальном сегменте?
— Соглашусь, что российский потребитель традиционно довольно осторожно относится к китайским автомобилям, этому есть свои причины. Во-первых, китайских автомобилей в премиум-сегменте раньше не было, они были представлены в массовом сегменте. Увы, были вопросы, связанные с качеством, нарекания с окраской, появление на кузове ржавчины, и так далее. Но я хотел бы особо отметить, что за последние пять-семь лет все китайские автопроизводители без исключения сделали большой шаг вперед.
Если мы говорим о Chery, которая является материнской компанией Exeed, то она проделала большую работу и сегодня использует самые передовые технологии автомобилестроения. Например, автомобили Exeed созданы на нашей модульной платформе M3X, оснащены современными турбированными двигателями с большим ресурсом, автоматической коробкой передач с двойным сцеплением мокрого типа и запатентованной системой охлаждения. Наши авто также имеют такие передовые опции безопасности, как система предотвращения столкновений, система помощи движению в пробках, адаптивный круиз-контроль, ассистент движения в полосе, система безопасного выхода из автомобиля. Внутри автомобили Exeed оснащаются фирменной системой контроля качества воздуха с возможностью его ионизации, системой подавления шума в салоне, системой распознания жестов и многими другими опциями.
Это сказалось на качестве китайских авто, которое существенно выросло. За последние три-четыре месяца, проводя анализ автомобилей, которые люди нам сдают по программе трейд-ин при покупке автомобилей Exeed, мы наблюдаем увеличение числа клиентов, меняющих свой премиальный автомобиль — от немецкой «тройки», японской «двойки» производителей (Mercedes-Benz, BMW, Audi, а также Lexus, Infiniti. — «Эксперт»), Land Rover и прочих — на нашу марку. Их доля на сегодняшний день приближается к 40 процентам от общего количества покупателей.
— Но ведь люди пересаживаются на китайские автомобили во многом потому, что новых машин, особенно в премиальном сегменте, в салонах просто нет. Насколько сильно на ваш рост продаж влияет фактор такого дефицита, является ли он определяющим?
— Безусловно, фактор дефицита сейчас оказывает влияние на потребительский выбор, это сложно отрицать. Но тем не менее на дилерских складах конкурентов все еще остаются автомобили. Активно развивается и параллельный импорт. То есть возможности приобретать автомобили привычных премиальных марок существуют, и при этом люди делают выбор в пользу нашей марки. Мы даем на автомобили семилетнюю гарантию, наша дилерская сеть активно развивается, мы готовы поддержать нашего клиента практически в любой точке России, оказать ему сервисную поддержку, помочь ему на дороге. Все автомобили, которые поставляются нами, имеют гарантированную техническую поддержку двадцать четыре часа в сутки семь дней в неделю.
Еще мы развиваем дополнительные сервисы — например, услугу «Автоконсьерж»: клиент может, например, просто передать ключи от авто и документы сотруднику, который примет машину, отвезет к дилеру, проследит за тем, чтобы был осуществлен ремонт или обслуживание, и вернет автомобиль в удобное место. Все эти дополнительные сервисы, уверенность в том, что автомобиль будет вовремя, удобно и без проблем обслужен, помогают принять решение в пользу нашей марки.
— Неужели фактор наличия машин и гарантия обслуживания так быстро могут ломать устоявшиеся десятилетиями представления о премиальном сегменте?
— Конечно, сказывается непростая ситуация с техническим обслуживанием немецких и японских премиальных брендов. Ни для кого не секрет, что с уходом этих марок из России для многих остро встал вопрос, как обслуживать машины, будет ли поддерживаться гарантия, будут ли запчасти, сколько это все будет стоить. И люди не всегда получают однозначные ответы на эти вопросы. Мы же можем предложить конкретное решение, абсолютно прогнозируемый и понятный сервис технического обслуживания, при этом доступный по цене. У нас есть не только развитая сеть дилеров, мы также имеем на территории России, в Москве и в Красноярске, два собственных и постоянно пополняемых склада запасных частей. Люди даже из какого-нибудь дальнего сибирского города могут быть уверены, что они могут обслуживать автомобиль нашей марки и для этого не надо ехать за триста-пятьсот километров.
Ну и вообще наших автомобилей становится больше. Я часто езжу в командировки и в Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, других городах-миллионниках регулярно вижу все больше наших автомобилей. То есть сам бренд начал продавать себя.
— Вы готовы признать, что по потребительским качествам ваши машины все же уступают тем же признанным премиальным немецким брендам? Некоторые пользователи интернет-форумов, например, жалуются на недостаточно острую управляемость ваших авто, есть другая критика.
— Говорить, что мы признаем какое-то свое несовершенство, я бы не стал. Как я сказал ранее, мы не стоим на месте, всегда движемся вперед. И конечно же, мы развиваемся не только в плане сервиса, но и с точки зрения продукта. Напомню, что в Китае наше материнская компания Chery давно сотрудничает и имеет совестные предприятия с британской Jaguar Land Rover. Выйти в премиальный сегмент нам позволил полученный в сотрудничестве с этой уважаемой компанией опыт и технологии. В штате нашей компании работают специалисты мирового уровня. Например, главный инженер бренда Exeed — британец Питер Маткин, легендарный человек в автомобильном бизнесе, который более тридцати лет проработал в Jaguar Land Rover. Опыт этой знаковой фигуры очень важен для нас, так же как и компетенции известных дизайнеров, которые работают над созданием наших автомобилей. В процессе производства мы также сотрудничаем с мировыми поставщиками типа Bosch, которые поставляют детали на конвейерную линию тех же Mercedes или BMW.
Поэтому я не готов признавать, что мы в чем-то хуже, чем немецкая премиальная «тройка» или японская «двойка». Но мы очень внимательно относимся к обратной связи и всегда готовы совершенствоваться. Мне особо хотелось бы отметить скорость реакции нашей штаб-квартиры на замечания или предложения об улучшении, которые мы получаем непосредственно от наших покупателей.
— И что, например, просят улучшить в автомобилях Exeed российские клиенты?
— Скажем, при выходе нашей первой модели TXL в 2020 году мы не учли некоторые климатические условия эксплуатации. В частности, зимний пакет не предусматривал подогрев руля и подогрев сидений второго ряда. Получив обратную связь от клиентов, мы сразу отправили запрос в отдел разработки продукта. И уж скоро все наши замечания были учтены. Честно говоря, за тридцать лет работы в автомобильной отрасли я впервые встречаю такую скорость реакции и внесения изменений в конструкцию автомобиля.
— До прихода в Exeed вы работали в российских подразделениях Ford, General Motors, Porsche, были директором по продажам «Киа Моторс Рус». У вас есть с чем сравнивать. По вашему мнению, за счет чего компания Chery и в целом китайские автомобильные компании достигают таких результатов? Безусловно, у себя на родине они пользуются государственной поддержкой, но ведь нельзя назвать этот фактор определяющим драйвером развития?
— Это во многом связано с тем, что в целом принципы ведения бизнеса в Азии существенно отличается от того, как ведется бизнес в Европе или в Америке. Одна из отличительных черт китайского подхода — быстрая реакция на замечания клиента, о чем я упоминал. Китайские компании понимают, что у них за плечами нет многолетней истории, которая обеспечивает клиенту такое же ощущение качества, какое некоторые европейские компании создавали на протяжении долгого периода своего существования. Эта скорость реакции как раз и является возможностью продемонстрировать свой технологический потенциал. Поэтому китайские компании с такой скоростью и стремительностью захватывают новые освобождающиеся рыночные ниши.
— Почему именно Chery так поверила в Россию, в отличие от многих других китайских компаний?
— Chery присутствует на российском рынке уже более пятнадцати лет. И за это время у нее были и хорошие годы, и периоды взлета, и не очень хорошие периоды, когда падение продаж было существенным. Но за все эти пятнадцать с лишним лет компания ни разу не покидала российский рынок, и это является гарантией того, что компания пришла в Россию надолго. Это не какой-то сиюминутный проект, сиюминутная попытка извлечь выгоду, а серьезные инвестиции в российский рынок. Россия — это один из самых близких к Китаю крупных зарубежных рынков. И именно здесь Chery смогла получить важный опыт с точки зрения развития экспортного потенциала. Именно в России мы обкатываем наши стандарты корпоративного стиля, передовые сервисы.
— Есть ли сейчас дефицит автомобилей Exeed в России? Планируете ли вы выводить на рынок новые модели? Есть ли у вас планы открывать на территории РФ собственное производство, при том что для этого в России именно сейчас есть большие возможности?
— На сегодняшний день мы полностью справляемся со спросом на автомобили в России, дефицита машин нет. Более того, мы готовы увеличить объемы поставок при необходимости. Сейчас модельный ряд Exeed достаточно сбалансирован, лидером продаж является среднеразмерный внедорожник TXL, его доля составляет порядка 40 процентов. На долю флагманской модели Exeed VX приходится 35 процентов. И оставшаяся доля — это компактный кроссовер LX. В Китае в настоящее время идет кампания по подготовке к запуску новой модели — Exeed AtlantiX. И мы сейчас проводим исследование российского рынка на предмет интереса и возможности продажи этой модели в России. Если к ней будет хорошее, устойчивое внимание, мы сделаем все возможное для того, чтобы привезти ее в Россию. Собственное производство машин Exeed в России мы создавать пока не планируем, наши мощности в КНР на сегодняшний день справляются с необходимыми объемами поставок.
— Какие ваши ближайшие планы, сколько автомобилей вы планируете продать в следующем году? Какие количественные показатели заложены в отношении дилерской сети?
— В настоящее время общее число наших дилеров в России приближается к ста, до конца текущего года мы откроем еще десять-пятнадцать дилерских центров. И в следующем году мы продолжим развитие, но уже будем смотреть и открывать дилерские центры в тех городах, где в этом действительно есть потребность. Что касается планов продаж на следующий год, то мы внимательно изучаем ситуацию, которая складывается на российском рынке и меняется буквально ежедневно. Как и любая другая компания, мы настроены на рост, на увеличение продаж. Сейчас мы ведем переговоры со штаб-квартирой относительно наших планов на следующий год, пока о более точных цифрах говорить преждевременно.
— От каких основных факторов зависит реализация ваших планов в России? Правда ли, что сейчас за счет выгодного курса рубля китайские автомобильные компании хорошо зарабатывают на продажах в России?
— Ключевым моментом, влияющим на реализацию наших планов в России, безусловно, будет состояние потребительского спроса. Это основной фактор, на который ориентируется любой производитель и любой продавец. Очень важна для нас стабильность национальной валюты, поскольку это напрямую влияет на ценообразование. Мы надеемся на стабильность российской кредитно-финансовой системы, это, в частности, даст нам возможность развивать кредитные предложения. Что касается текущего курса рубля, то да, он позволяет зарабатывать как производителю, так и дилерам. Но мы настроены на то, чтобы инвестировать заработанные в России средства в постоянное повышение качества продукта и услуг, чтобы они соответствовали премиальному уровню.
С точки зрения маркетинга мы продолжим позиционировать наш бренд, чтобы он ассоциировался с премиальным образом жизни. Один из наших последних проектов — сотрудничество с гольф-клубом «Агаларов». Недавно амбассадором нашего бренда стал музыкант, народный артист России Вадим Репин. И в ближайшее время у нас будет еще ряд интересных проектов, которые позволят подчеркивать премиальность автомобильной марки Exeed.