В «КОМОС ГРУПП» уверены, что западные санкции — это не повод отказываться от экспорта продуктов питания
Несмотря на сложную обстановку, многие предприятия по-прежнему отправляют продукцию на экспорт. Проблемы с логистикой, санкционные ограничения и ряд других сложностей оказал влияние и на сектор АПК. О перспективах экспортного направления и работе в условиях внешних ограничений «Эксперту» рассказал Андрей Шутов, управляющий акционер агрохолдинга «КОМОС ГРУПП».
— Насколько геополитическая ситуация повлияла на экспортные планы холдинга?
— Я бы сказал, повлияла, но не сбила с пути. Мы уже не новички в экспорте: это направление мы открыли в 2017 году, когда впервые отправили UHT-сливки в Казахстан, а в 2019 году мы стали первой российской компанией, которая вышла на китайский рынок с продукцией молочной переработки. Сохранение и преумножение экспортных продаж мы считаем одной из приоритетных задач в стратегическом планировании и продолжаем работать с партнерами в рамках уже имеющихся контрактов. Сегодня мы отправляем продукцию в 12 стран и активно работаем над расширением этого списка. Появились ограничения в логистике, сократилась экспортная география, но структура наших экспортных продаж осталась без изменений. По-прежнему наибольшие объемы продукции уходят в страны ЕАЭС — Казахстан, Киргизию, Беларусь. После стран Таможенного союза следуют наши постоянные партнеры: Китай, Монголия, Вьетнам, Узбекистан и Азербайджан.
В основном мы сосредоточили экспортную деятельность на странах Средней Азии, где логистический фактор имеет наименьшее значение, и фиксируем рост объемов на данном направлении. Недавно в реестр Таможенного союза была внесена девятая по счету площадка — Кезский сырзавод. Это позволит нам заявить о своих намерениях и готовности экспортировать продукцию предприятия в определенные страны. Как правило, реестром пользуются импортеры из разных стран, чтобы получить актуальную информацию о потенциальных поставщиках и начать с ними взаимодействовать. Мы учитываем все возможные риски, рассматриваем разные варианты сотрудничества и своевременно корректируем стратегии продвижения товара на внешние рынки. Это огромный пласт задач, которые нам необходимо решить, чтобы удержать занятые позиции, и мне кажется, что пока мы с этим успешно справляемся.
— Не весь российский бизнес пережил ограничения, связанные с пандемией. Теперь на смену им пришли новые вызовы. Как государство помогает бизнесу в решении этой проблемы?
— Да, появились более серьезные барьеры. Это оказывает прямое или косвенное влияние на всех участников мировой финансовой системы. Что касается госрегулирования экспорта, можно отметить огромную работу, которую сегодня делает Минсельхоз. Регулятор уделяет повышенное внимание проблеме сбыта на внешних рынках: ищет способы оперативного решения актуальных вопросов, пересматривает финансовые инструменты, оптимизирует взаимодействие с контролирующими органами, в частности с Россельхознадзором. Например, в текущем году мы начали экспортировать продукцию на рынки Кыргызстана и Азербайджана, нарастили ассортимент в других странах, и все это стало возможным благодаря оперативному взаимодействию с территориальным управлением и центральным аппаратом Россельхознадзора. В целом идет очень активное взаимодействие бизнеса и Минсельхоза.
— Насколько другие страны сегодня заинтересованы в продукции холдинга?
— Интерес к продуктам питания никуда не исчез, но его сдерживают искусственные барьеры в виде прямых или косвенных санкций, с которыми не хотят сталкиваться крупные зарубежные компании— партнеры. На достаточно высоком уровне остается спрос на качественные продукты питания на рынках развивающихся стран, например, в Юго-Восточной Азии и Африке. Но там мы сталкиваемся с такими факторами, как многократное увеличение стоимости логистики и падение доходов населения. Мы постоянно находимся в процессе переговоров с трейдерами из таких стран, как ОАЭ, Сингапур, Египет, Нигерия, Гана, Ливия. Снижение горизонтов планирования вносит коррективы: из-за того, что люди не знают, что будет завтра, наши партнеры включают возможные риски в стоимость, которая позволит им комфортно себя чувствовать в турбулентной ситуации. В свою очередь, такая цена уже некомфортна для нас, учитывая курс укрепляющейся национальной валюты. Чтобы снизить риски, более 80 процентов наших экспортных сделок осуществляется в рублях, но не все страны рубль устраивает в качестве валюты контракта. В таких условиях стороны вынуждены ставить экспортные сделки на паузу.
— Насколько сильно изменилась экспортная логистика в этом году?
— В результате введенных ограничений, связанных с морским транспортом, мы практически все экспортные отгрузки осуществляем с использованием наземного и железнодорожного транспорта. И чтобы минимизировать логистические затраты, мы приняли решение об аттестации нашего собственного перевозчика — компании «КОМОС-Логистика» в Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) в соответствии с международными правилами INKOTERMS 2020. Это позволяет нам самостоятельно осуществлять доставку экспортных грузов, значительно сократить сроки доставки продукции в другие страны и уменьшить экспортные транспортные расходы. Мы рассматриваем возможность расширения этого направления деятельности. Например, «закольцовывать» рейсы туда и обратно и импортировать нужные нам материалы, сырье, ветпрепараты и прочее. Но это пока только планы.