По итогам XX съезда КПК развитие и национальная безопасность становятся приоритетами в развитии Китая на ближайшие пять лет
Проходящие раз в пять лет съезды КПК традиционно становятся своеобразной «отбивкой» между этапами развития Китая. Можно сказать, что они символизируют внутренний ритм, которым живет страна. Однако последний партийный форум, прошедший в Доме народных собраний на площади Тяньаньмэнь с 16 по 22 октября, оказался в этом отношении особым.
Во-первых, если говорить о внутриполитическом ландшафте страны, то формально он хоть и пережил сильную трансформацию по итогам съезда, однако, по сути, сохранил сложившийся статус-кво. Главное кадровое решение — действующий генеральный секретарь ЦК КПК Си Цзиньпин остался у власти как минимум еще на одну пятилетку. Тем самым был пересмотрен принятый еще при Дэн Сяопине консенсус относительно того, что высшее партийно-государственное руководство должно полностью сменяться по прошествии десяти лет.
Теперь внутриполитические приоритеты Китая очевидно изменились, что было зафиксировано на съезде. Можно констатировать, что десятилетний горизонт планирования признан неадекватным текущим задачам страны.
Во-вторых, 23 октября на первом пленуме Центрального комитета КПК 20-го созыва были приняты другие кадровые перестановки, которые должны будут еще больше укрепить исполнительную и законодательную вертикаль власти. Что, по сути, отвечает логике государственного и партийного строительства в Китае последних десяти лет.
Наконец, в-третьих, если говорить о глобальном курсе страны, то прошедший партийный форум еще раз солидаризировался с тем направлением, по которому Китай развивается под руководством Си Цзиньпина. Мы увидели консервацию выбранного лидером КПК курса, а также его детализацию с оглядкой на краткосрочную и долгосрочную перспективу.
«Съезд единогласно одобряет внесение в Устав партии содержания о новых результатах развития идей Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой новой эпохи со времен XIX съезда партии, чтобы еще лучше демонстрировать достижения, полученные ЦК КПК, ядром которого является товарищ Си Цзиньпин», — было отмечено в тексте резолюции о внесении поправок к Уставу партии.
Благополучие человека и безопасное развитие страны. Именно эти две задачи стали приоритетными для Си Цзиньпина, как только он пришел к власти. И именно эти две темы стали центральными в публичной повестке XX съезда КПК.
Не случайно слова «развитие» и «национальная безопасность» стали ключевыми в докладе китайского лидера, в то время как «реформы» и «открытость», главные формулировки докладов на прошлых съездах, отошли на второй план. Лейтмотивом же выступления Си Цзиньпина стала тема мобилизации и сплоченности, которых требует от китайской партии и народа нынешняя турбулентность.
«По сути, Си Цзиньпин обращается к образам легендарного “Великого похода”, который возглавил Мао Цзэдун в годы Гражданской войны и который нынешний партийный лидер стремится повторить в новых условиях, — считает Александр Ломанов, заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО). — Си Цзиньпин не говорил, что все хорошо. Он не успокаивал партию и людей. Наоборот, китайский лидер говорил, что впереди много трудностей. Поэтому необходимо перенести дух “Великого похода” в современную жизнь и с той же смелостью и упорством идти вперед, бороться за цели превращения Китая в современное модернизированное общество».
Один из главных итогов прошедшего съезда: центральная роль КПК в вопросе развития китайского социализма, которую она приобрела при Си Цзиньпине, сохранится за ней и впредь. Как заметил однажды сам китайский лидер, «самой главной сущностной чертой китайского социализма является руководство КПК». Именно при нем столь особое значение было придано вопросам реформ и строительства Компартии.
«Новый партийный лидер сфокусировал внимание не на экономике, а на государственном управлении», — пишет в статье «Вступая во второе столетие. КПК: от экономических реформ к политическим» Андрей Виноградов, доцент Школы востоковедения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, говоря о начале правления Си Цзиньпина. И дальше констатирует: «Произошло фактическое изменение вектора реформ, центр тяжести работы партии был перенесен с экономической модернизации, определявшей главное направление развития Китая после 3-го пленума ЦК КПК 11-го созыва (1978 г.), на государственное строительство».
Принятые по итогам партийного форума важные кадровые назначения, по сути, фиксируют приверженность прежним моделям государственного строительства, ядром которого стала фигура Генерального секретаря ЦК КПК.
Так, «вторым лицом» в Компартии вместо Ли Кэцяна, который уже пробыл в должности премьер-министра положенные два пятилетних срока, вероятно, станет 63-летний Ли Цян. Секретарь парткома города центрального подчинения Шанхая и член Политбюро ЦК КПК, он успел проработать во главе трех китайских провинций, а также внес большой вклад в борьбу с коррупцией в Шанхае, но так и не получил опыта работы в правительстве.
То, что Ли Цян в итоге был назначен на вторую позицию в партийной иерархии, эксперты считают важным сигналом. С точки зрения устоявшейся логики ротации кадров эту должность должен был получить кто-то из действующих вице-премьеров. Однако, похоже, теперь назначение на ключевые государственные и партийные посты будет проходить не сколько по формальным признакам, сколько в соответствии с реальными способностями человека.
Серьезное обновление произошло и в Постоянном комитете Политбюро Центрального комитета. Здесь стоит отметить два назначения. Председателем постоянного комитета Всекитайского собрания народных представителей (парламент) стал Чжао Лэцзи. А Народно-политический консультативный совет Китая возглавил Ван Хунин. Оба — близкие соратники Си Цзиньпина, разделяющие его видение и идеи.
Таким образом, система управления Китая приобретет еще большую цельность. Это важное условие, есть участь пафос прошедшего съезда и призыв главы КПК к сплочению и мобилизации, как и остроту стоящих перед Китаем вызовов.
Еще одним существенным итогом прошедшего съезда стало определение макроориентиров развития Китая на ближайшие годы и даже десятилетия. «Невозможно построить социалистическую современную страну без прочной материальной и технологической основы», — заявил Си Цзиньпин.
Собственно, развитие материальной базы предполагает определенный экономический рост. Согласно заявлениям лидера Китая, ВВП страны на душу населения к 2035 году должен удвоиться. То есть в течение следующих 13 лет ежегодные темпы роста должны быть не ниже 4,7%. Предельная же цель, поставленная перед китайской Компартией, — строительство «модернизированного социалистического государства», которое должно завершиться к 2049 году, то есть к 100-летию учреждения КНР.
Задача амбициозная. Однако намерение продолжать устойчивое экономическое развитие, несмотря на кризис и давление на Китай со стороны США, а также обещание главы КПК и дальше продолжать борьбу с коррупцией можно, в том числе, прочитать, как важные сигналы иностранным инвесторам.
В свою очередь, в вопросе технологического развития, судя по заявлениям Си Цзиньпина, приоритет будет отдан созданию собственных разработок, особенно в области полупроводниковой промышленности, где Китай пока отстает. «Мы сосредоточимся на национальных стратегических потребностях, соберем силы для проведения передовых исследований и решительно выиграем битву в ключевых технологиях», — пообещал на съезде лидер КПК.
Еще в 2018 году была опубликована программа, согласно которой правительство КНР до 2025 года планирует инвестировать 1,4 трлн долларов в высокотехнологичные отрасли. А к 2030 году, по прогнозам, доля Китая в глобальном рынке полупроводников достигнет 24%.
Приверженность принципу «единого Китая» на фоне растущего напряжения в Тайваньском проливе была не раз подчеркнута Си Цзиньпином. При этом тот факт, что в его докладе не были упомянуты ни одна страна и мировой конфликт, не должно сбивать с толка: в деталях обновленную внешнеполитическую стратегию мы узнаем в марте следующего года на первом Пленуме ЦК КПК.
Однако общий тон выступления Си Цзиньпина был заметно тревожным. «В любое время может произойти эскалация давления и сдерживания извне. Китай вступает в период развития, когда одновременно существуют стратегические шансы, риски и вызовы, возрастают неопределенные и труднопредсказуемые факторы, в любое время могут произойти такие события, как “черный лебедь” и “серый носорог”», — заявил, например, китайский лидер.
Именно поэтому концепция национальной безопасности заняла столь важное место в речи Си Цзиньпина, считает Александр Ломанов. «Спокойный Китай» — одна из стратегических задач, провозглашенных на XX съезде. В частности, планируется, что к 2027 году Народно-освободительная армия Китая должна пройти полную модернизацию, в результате которой серьезно возрастет роль флота и ракетных войск.
Вдобавок к этому лидер КПК призвал китайский народ «решительно искать новый путь для достижения национального развития и национального возрождения мирным путем», а также «поддерживать мир и развитие во всем мире посредством собственного развития». Можно сказать, что речь идет о поиске оптимальной модели мирной модернизации не только Китая, но и всего мира — без грабежа и войн эпохи колониализма.
И в этом особенность нового подхода, провозглашенного на юбилейном партийном форуме, где вопросы и внешней и внутренней безопасности оказываются глубоко связаны, считает Александр Ломанов: «Если предыдущие лидеры Китая воспринимали безопасность узко, в военном ключе, то Си Цзиньпин за эти десять лет внес в китайское стратегическое планирование комплексный взгляд. Речь идет о сочетании традиционной и нетрадиционной безопасности, внешней и внутренней. Они должны быть скоординированы, поскольку такова реальность международных процессов», — заключает эксперт.
Статья представляет только мнение автора