Активная социальная политика, всесторонняя партийная реформа и государство «инновационного типа». Чего добился Китай в своем развитии за последние десять лет
С XVIII съезда Компартии Китая (КПК) в ноябре 2012 года прошло уже десять лет. Эти годы не были простыми для страны, впрочем, как и для всего мира. Однако КПК под руководством Си Цзиньпина продолжила строить социализм с китайской спецификой уже в версии новой эпохи. Кроме того, в ликвидации бедности и построении среднезажиточного общества были достигнуты несомненные успехи, во всяком случае, в соответствии с формально заявленными целевыми показателями. Попробуем разобраться, чего достигли Си Цзиньпин, КПК и Китай за это время в практическом плане.
Для начала нужно отметить, что в качестве наивысшего политического принципа было утверждено отстаивание единого централизованного руководства со стороны ЦК КПК. Обосновывалось это тем, что наиважнейшим преимуществом социалистического строя с китайской спецификой является руководство со стороны КПК, что, к слову, довольно резко контрастирует с перестройкой горбачевского периода. В качестве основного алгоритма работы было установлено поступательное движение вперед при поддержании стабильности. Кроме того, планирование работы в сфере развития и безопасности происходило в едином порядке.
Основным противоречием китайского общества было признано противоречие между постоянно растущими потребностями народа в высоком качестве жизни и неравномерностью и неполнотой развития. Иначе говоря, даже при росте общего благосостояния, а может, как раз особенно в этом случае, не стоит забывать и о проблеме социального неравенства. Концепция построения среднезажиточного общества и должна решить эти проблемы.
Си Цзиньпин в своем докладе на XX съезде КПК в октябре 2022 года особо подчеркнул победу над бедностью в Китае. Эта победа была достигнута благодаря адресной помощи нуждающимся, различным программам профессионального образования, развития систем трудоустройства и многим другим мерам, причем основное внимание уделяется сельским и наиболее бедным районам. По словам Си Цзиньпина, «ярлык бедности» был окончательно снят с 832 уездов, приблизительно 100 млн сельских жителей избавлены от нищеты, более 9,6 млн человек переселены из бедных районов в обеспеченные.
Тут стоит добавить, что, по данным Национального бюро статистики Китая, средние темпы роста среднедушевого располагаемого дохода в номинальном выражении в 2013‒2022 годах в Китае составляли 6,56%, и это с учетом «кризисных» лет — 2020-го (+2,1%) и 2022-го (+3,2%). В итоге среднедушевой располагаемый доход в Китае с 16,5 тыс. юаней (около 2,6 тыс. долларов) в 2012 году вырос до 35,1 тыс. юаней (около 5,5 тыс. долларов) в 2021 году. В реальном выражении доход за 2021 год на 8,1% больше, чем в 2020 году.
При этом располагаемый доход в 2021 году в городах составил 47,4 тыс. юаней (+7,1%), а в сельской местности всего 18,9 тыс. юаней (+9,7). Стоит отметить, что доля городского населения в Китае (коэффициент урбанизации) за десять лет повысилась на 11,6 п. п. и достигла 64,7%. Дорога впереди еще длинная, но более высокие темпы роста дохода в сельской местности и рост доли городского населения говорят о движении в правильном направлении.
Прошедшие десять лет Китай проводил структурные реформы в так называемой сфере предложения, был также разработан ряд стратегий регионального развития. Под реформами в сфере предложения имеется в виду стимулирование ликвидации отсталых и избыточных производств, а также поощрение инноваций. Что касается регионов, то Китай прикладывает большие усилия для ликвидации диспропорций в их развитии. В частности, большое внимание уделяется развитию западных провинций.
В результате ВВП Китая вырос с 54 трлн юаней в 2012 году (8,53 трлн долларов США) до 114 трлн юаней в 2021-м (17,73 трлн долларов). Прирост ВВП Китая в 2021 году составил 8,1%, 5,1% в среднем за два года, что более показательно, так как снимает влияние провала 2020 года и, соответственно, восстановительного роста (эффекта низкой базы) в 2021 году. В итоге доля экономики Китая в мировой экономике в 2021 году достигла 18,5%, прирост по сравнению с 2012 годом составил 7,2 п. п. ВВП на душу населения увеличился с 39,8 тыс. юаней (6,3 тыс. долларов) до 81 тыс. юаней (12,5 тыс. долларов).
Стоит отметить, что по общему объему производства зерновых Китай закрепился на первом месте в мире. Кроме того, Китай неизменно лидирует в мире по масштабу обрабатывающей промышленности и объему валютных резервов. Продолжаются вложения в транспортную инфраструктуру, строятся автомобильные и высокоскоростные железные дороги, порты, аэропорты, не забывают и про энергетическую, гидротехническую и информационную инфраструктуру.
Общий объем расходов на НИОКР в Китае вырос за десять лет с 1 трлн до 2,8 трлн юаней (второе место в мире в денежном выражении, первое по числу занятого в НИОКР персонала). От суперкомпьютеров и технологий искусственного интеллекта до полетов к Луне и погружения в морские глубины — у Китая появились достижения во всех областях. По словам Си Цзиньпина, Китай вошел в число государств инновационного типа.
Одним из важных направлений стратегии развития Китая было создание целой сети глобально ориентированных зон свободной торговли, включая 21 пилотную зону свободной торговли, которые ориентированы на инновационное развитие, и Хайнаньский порт свободной торговли. В Китае также подчеркивают, что продвигаемый проект «Один пояс — один путь» станет площадкой для международного сотрудничества. Правда, в последнее время этот проект столкнулся с большими сложностями в Прибалтике и на Украине.
Однако Китай уже является главным торговым партнером более чем для 140 стран и регионов и занял первое место в мире по совокупному товарообороту. Кроме того, Китай остается одним из лидеров как по привлечению иностранных инвестиций, так и по исходящим инвестиционным потокам.
По данным Всемирного банка, Китай переместился со второго места по балансу входящих инвестиций (1970‒2012 гг.) на первое место (1970‒2020 гг.), и с седьмого места (1970‒2012 гг.) на третье (1970‒2020 гг.) по балансу исходящих инвестиций. Стоит отметить, что помимо материкового Китая в рейтинге исходящих инвестиций отдельно значится Гонконг (специальный административный район Сянган) — на пятом и седьмом месте соответственно. Так что если учесть, что Гонконг выполняет роль офшора для китайских компаний, то показатели исходящих инвестиций для Китая фактически еще выше.
Не забывали в Китае и о социальной политике. В результате средняя ожидаемая продолжительность жизни выросла с 74,8 года в 2010 году (Национальное бюро статистики Китая) до 78,2 года (доклад Си Цзиньпина на XX съезде КПК в 2022 году). Стоит напомнить, что ранее Китай не мог похвастаться всеобъемлющим пенсионным обеспечением: у основной части населения привычные нам пенсии отсутствовали. Но к XX съезду КПК уже 1,04 млрд человек были охвачены базовым страхованием по старости, при этом коэффициент участия в базовом медицинском страховании стабилизировался на уровне 95%.
Кроме того, были реконструированы более 42 млн квартир в барачных кварталах, перестроено аварийное жилье более чем для 24 млн сельских семей. Что интересно, в Китае доступ к интернету тоже причисляют к социальным благам и докладывают о том, что число пользователей интернета достигло 1,03 млрд человек.
Стоит отметить и успехи в борьбе за экологию. Фактически в Китае объявили «войну за чистое небо». В запретную для загрязнений зону помимо Пекина, Тяньцзиня и Хэбэя с прилегающими районами попали дельта реки Янцзы и равнины Янь, а в части провинций начали реализовываться региональные экологические проекты. «Небо нашей Родины стало более голубым, горы — более зелеными, а вода — более чистой», — сказал в своем докладе Си Цзиньпин.
В Китае официально утверждается, что «боеспособность — это единственный и основной критерий». Для реализации этого принципа была «углублена» реформа национальной обороны и вооруженных сил: были реорганизованы система руководства и командования армией, система современных вооруженных сил и система военных установок, ускорены темпы модернизации национальной обороны и вооруженных сил. А число военных, состоящих на действительной службе, было сокращено на 300 тыс. человек. При этом, напомнив об уроках компартии СССР, Си Цзиньпин сохранил контроль над армией за КПК Китая.
К вопросам внутренней безопасности можно отнести и взаимоотношения с особыми регионами. Напомним, что принцип «одна страна — две системы», относится не только к Тайваню, но и к Гонконгу и Макао. Как объяснил Си Цзиньпин, этот принцип предполагает высокую степень самоуправления по принципу «Сянганом (Гонконг. — “Эксперт”) управляют сами сянганцы» и «Аомэнем (Макао. — “Эксперт”) управляют сами аомэньцы». Именно в этом ключе Китай проводит политику в уже воссоединенных специальных административных районах. В результате без внешнего вмешательства активно протестуют только совсем маргинальные группировки, не обладающие массовой поддержкой основного населения этих регионов.
Что касается реформ в самой КПК, то по этому направлению тоже была проведена большая работа. Главным принципом реформирования партии было всестороннее устрожение внутрипартийного управления. Особое внимание уделялось политическим критериям при подборе и назначении на должность кадров. Было усилено политическое инспектирование, сформирована система внутрипартийных правовых норм. Фактически была создана система для контроля за соблюдением строгой партийной дисциплины и этики. А чтобы побороть менталитет «привилегированного положения», Си Цзиньпин развернул успешную борьбу с коррупцией как среди партийных членов, так и в государстве.
Конечно, все эти успехи не означают, что перед руководством Китая больше не стоят серьезные вызовы. Да, бедность побеждена, но она побеждена на уровне бедности стран третьего мира. Победу над бедностью в понимании ведущих стран еще предстоит одержать. Для второй, а по некоторым показателям и первой экономики мира такая постановка вопроса более правильна.
Кроме того, все еще сохраняется разрыв в развитии города и села. Не до конца решена проблема неравномерного развития регионов. Остро стоят и некоторые социальные вопросы. Кроме того, как отметил сам Си Цзиньпин, инновационный потенциал Китая остается невысоким; для обеспечения продовольственной и энергетической безопасности, надежности производственных цепочек и цепочек поставок, а также для предотвращения финансовых рисков требуется решить многие серьезные проблемы.
Однако динамика, с которой развивался Китай последние десять лет, показывает, что у страны есть все возможности, чтобы ответить и на эти вызовы.
Статья представляет только мнение автора