Промышленность в октябре: нефть и грузовики — в минус, газ, вагоны, легковушки — в плюс

Читать на monocle.ru

Российская промышленность в октябре выпустила продукции на 2,6% меньше в реальном выражении, чем в октябре 2021 года, сообщил Росстат. По сравнению с сентябрьскими данными отставание от прошлогоднего уровня стало меньше на половину процентного пункта. В то же время альтернативные расчеты ЦМАКП с очищением влияния сезонного фактора фиксируют некоторое торможение выпуска в октябре (−0,2% по тренду к сентябрю). В целом можно говорить о стабилизации промышленного производства в последние месяцы.

Среди важнейших октябрьских сюжетов в промышленности ЦМАКП выделяет прежде всего возобновление снижения нефтедобычи. Предыдущее ощутимое сокращение добычи имело место в марте‒апреле (на 6,7% за два месяца, сезонность устранена), но в течение последующих месяцев примерно две трети этого снижения было отыграно. И вот теперь, в октябре, вновь фиксируется снижение среднесуточной добычи, хотя и не такое масштабное, как весеннее (−0,8% к сентябрю).

В то же время добыча природного газа восстанавливается ускоренными темпами: в октябре прирост к предыдущему месяцу оценивается в 2,5% после 1,1% в сентябре (в предшествующие месяцы газодобыча снизилась на 13% относительно февральского уровня).

Еще одна оптимистичная новость: как минимум приостановился спад производства строительных материалов (+0,6% в октябре к предыдущему месяцу после снижения на 2,0% в месяц начиная с мая, накопленное с февраля снижение составило 8,5%); снижение затронуло преимущественно отделочные и вспомогательные материалы со значительной долей импортных компонентов.

Наблюдается стабилизация выпуска в сильно пострадавшей от экспортных ограничений деревообработке: вот уже два месяца объем выпуска здесь стабилизирован и это большой успех после снижения почти на четверть весной и летом. Еще лучше картина в железнодорожном машиностроении и авиапроме.

В автомобильной промышленности в октябре произошел «восстановительный скачок» выпуска легковых автомобилей (+35% к сентябрю, но к уровню прошлого года индекс вырос лишь с 24 до 37%) и одновременно продолжилось снижение выпуска грузовиков (−11% к сентябрю, так что спад к прошлогоднему уровню увеличился до 40%).