Эволюция ESG-повестки в России сближает корпоративные принципы устойчивого развития и запросы людей
Эксперты уверены, что запрос на ESG-повестку в России, несмотря на обострение отношений с Западом, сохранится. При этом страна получает возможность провести ревизию ESG-практик, при необходимости скорректировав их в соответствии со своими реальными задачами и приоритетами. А одним из столпов становится «народное ESG», которое вовлекает в решение экологических и социальных проблем большое количество людей.
За последние несколько лет аббревиатура ESG перестала пугать отечественный бизнес. Многие компании плотно встроились в повестку, реализованы многочисленные проекты, крупные отечественные игроки внимательно следят за ESG-рейтингами. В то же время экологическое, социальное и корпоративное управление — так расшифровывается ESG — пришло к нам с Запада, с которым и политические, и экономические отношения в последнее время крайне усложнились. Между тем именно связи с диктующими повестку развитыми странами подталкивали отечественные компании внедрять такие стандарты. Многие бизнес-структуры и в России, и за рубежом зачастую фокусировались на формальных ESG-показателях ради имиджа и инвестиционной привлекательности.
Это выразилось и в том, что благородные принципы, предложенные ООН, исказились в пользу довольно искусственных, навязанных западной повесткой тем. И в российской, и в международной практике немало примеров «зеленого камуфляжа» — попыток выдать за экологичные проекты, которые на деле таковыми не являются. Кроме того, наблюдался некоторый перекос, из-за которого вопросы изменения климата получали гораздо больше внимания, чем практики корпоративного управления, а также усилия и достижения компаний в области экологии и социальной ответственности, которая, с одной стороны, заключается в ответственности за благополучие сотрудников, а с другой — во вкладе в развитие территорий, на которых они работают.
Сейчас самое время посмотреть на ESG с точки зрения того запроса и тех реальных задач, которые есть в российской социально-экономической сфере. В первую очередь в фокусе внимания бизнеса находится выполнение социальных обязательств, в том числе добровольно принятых на себя за рамками того, что компании обязаны делать по закону.
Предприятия также продолжают реализацию всех экологических проектов. Не сворачиваются, несмотря на все сложности, инвестиционные программы в отраслях — в частности, связанных с обеспечением населения коммунальными ресурсами. В полном объеме проводится модернизация тепловых электростанций, ремонт и замена тепловых сетей за счет средств частных инвесторов. Даже в области климата по ряду показателей отечественный бизнес вырвался в уверенные лидеры. Так, компании из России вносят вклад в защиту климата через снижение углеродоемкости продукции. По производству метанола предприятия страны входят в 15% наименее углеродоемких в мире, по аммиаку находятся в среднем на уровне европейского бенчмарка. Аналогичная ситуация в черной и цветной металлургии, газовой отрасли и в ряде других ключевых секторов промышленности.
Аналитик Института комплексных стратегических исследований (ИКСИ) Наталья Чуркина считает, что ESG-повестка для российских компаний никуда не уходит. «Вне зависимости от связей с Западом запрос на экологическую и социальную ответственность компаний в определенной степени сложился уже и в российском обществе — со стороны потребителей, сотрудников и жителей городов присутствия компаний, общественных организаций — и в государстве», — сказала она.
Изначально именно западные компании принесли тренд в страну, однако сегодня они спешно покидают российский рынок, порой забывая о продекларированной ответственности перед своими сотрудниками. В лучшем случае заботу о них передают российским партнерам вместе с бизнесом. Отечественные компании, напротив, несмотря на серьезные экономические вызовы, продолжают реализацию проектов устойчивого развития, выполняют все взятые на себя обязательства перед работниками, членами их семей, жителями регионов присутствия. Оказалось, что собственный подход к ESG-повестке, привязанный к национальным приоритетам развития, может и должен стать качественной альтернативой ESG «по западным лекалам», где хорошо заметен перекос в сторону темы климата в ущерб другим вопросам.
Более того, новые стандарты можно синхронизировать с партнерами страны на международной арене, например на площадке ЕАЭС. «ESG-повестка становится важнейшим приоритетом не только в развитых, но и в развивающихся экономиках, с которыми Россия сейчас укрепляет экономические связи, прежде всего в Китае», — заметила Наталья Чуркина.
Управляющий директор по проектной деятельности, руководитель Центра образовательных программ НП РТС Виктор Четвериков тоже говорит о важности ESG при «повороте на Восток». «Наши восточные соседи и партнеры давно уже реализовали принципы устойчивой повестки, инвесторы и финансовые организации имеют у себя “на борту” методологии и критерии оценки профилей ESG и даже кредитных рисков с учетом модификаторов ESG», — пояснил эксперт.
Виктор Четвериков отмечает, что в России в 2022 году повестка устойчивого развития приобрела новый смысл: изменился состав заинтересованных сторон, а сама она имеет определенную тенденцию к трансформации — меняются акценты, переосмысливаются старые критерии, на смену им приходят новые, наработанные практиками последних лет и с учетом приоритетов настоящего времени. «Считаю, что совершенно очевидно: повестка продолжит играть важную роль в деятельности российского бизнеса, а новые нормативные документы, таксономии и добровольные стандарты деятельности добавляют опоры бизнесу в процессе интеграции критериев ESG в бизнес-модели и в трансформацию структуры целых отраслей, от промышленности и добычи до услуг и ретейла. Сюда же можно добавить появляющиеся требования банков к заемщикам — юридическим лицам в части ответственного ведения бизнеса и соблюдения некоторых критериев ESG, а крупные компании применяют требования к поставщикам и подрядчикам в части экологии и ведения ответственного бизнеса. И это далеко не единичные случаи, а формирующаяся практика и тенденции», — рассказывает он.
Не менее важно то, что ESG-принципы вышли за пределы корпоративных программ и уже закрепились в умах россиян: новые поколения, которые становятся ведущей рабочей силой как в физическом, так и в интеллектуальном плане, в качестве потребителей продуктов и услуг все больше обращают внимание на экологичность продуктов, комфорт и качество рабочих мест, условия труда. По словам Виктора Четверикова, они формируют новое отношение к производству, упаковке продуктов, цифровому формату услуг и комфортной среде. «Это происходит потому, что они заинтересованы в повышении качества своей жизни и жизни своих детей в настоящий момент и в будущем. И это полностью совпадает с ЦУР ООН», — добавил эксперт.
Поддержку инициатив, идущих от людей, можно назвать новым этапом развития ESG-идеи. Волонтерские, экологические начинания, проекты благоустройства, культурные проекты, отражающие настроения общества, становятся неотъемлемой частью деятельности российских компаний в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности.
Например, компания «Металлоинвест» уже несколько лет реализует программу общегородских грантовых конкурсов, направленных на поддержку «наиболее значимых проектов и инициатив местных сообществ в решении актуальных социальных проблем и создании условий для повышения активности граждан, способных реализовать яркие инновационные идеи». Лучшие проекты физлиц могут получить поддержку в виде гранта в размере 50 тыс. рублей, юрлиц — 500 тыс. рублей.
Госкорпорация «Росатом» не первый год реализовывает проект #Росатомвместе. Его идея — создание «целостной рамки» социальных проектов «Росатома», направленных на формирование единой команды (город — предприятие — население) и улучшение социального самочувствия населения. В его рамках проводятся три мероприятия: конкурс социальных проектов, конкурс городских проектов, который призван объединять усилия местных жителей, местного самоуправления и корпорации для решения вопросов социального развития территорий, а также День атомных городов, цель которого —популяризация атомной отрасли и развитие корпоративной культуры.
Минерально-химическая компания «Еврохим» запустила комплексный проект #EврохимESG, охватывающий все аспекты устойчивого развития. Это и внедрение новых экологичных и климатически нейтральных технологий на производстве — например, разработки, которые позволяют не просто улавливать углекислый газ от производственных процессов, но и производить при этом дефицитную жидкую углекислоту для пищевой промышленности. В этот комплекс входит и вовлечение сотрудников и волонтеров в очистку территорий населенных пунктов и природных объектов в регионах присутствия, реализация и поддержка проектов по утилизации бытовых отходов. Реализует компания и широкий спектр социальных проектов, помогая создавать условия для развития талантов школьников и студентов, поддерживает инициативы сотрудников и жителей регионов присутствия.
«Главным направлением и ноу-хау нашей компании в осуществлении корпоративной ESG-политики стала программа “народного” ESG. Мы абсолютно уверены, что все экологические и социальные мероприятия должны проводиться не просто с максимальным вовлечением активистов, добровольцев, волонтеров из числа сотрудников наших предприятий и членов их семей, но и обязательно с учетом их позиции, взглядов, инициатив. То есть ESG-политика — дело народа, всех активных и неравнодушных людей, а не бездушный элемент корпоративной отчетности», — считает председатель совета директоров «Еврохима» Игорь Нечаев. Эффективность такого подхода признает и экспертное сообщество. Так, проект «Народное ESG» компании занял третье место в конкурсе среди российских компаний «Лидеры корпоративной благотворительности», проводимом ассоциацией грантодающих организаций «Форум доноров».
В «Еврохиме» уверены, что сегодня успешные проекты в области устойчивого развития просто невозможны без партнерства всех заинтересованных сторон. Поэтому значимой составляющей ESG-политики компании стал конкурс проектов, ориентированных на сотрудничество бизнеса с местным сообществом, органами региональных и муниципальных властей и некоммерческими организациями, такими как Фонд президентских культурных инициатив, Фонд президентских грантов, АНО «Национальные приоритеты» и другими организациями, поддерживающими социальные и культурные инициативы.
Сотрудники компании, жители регионов присутствия и все желающие могут предложить на конкурс любые идеи, которые, на их взгляд, помогут в развитии их региона.
Специальное жюри оценивает социальную значимость, инновационность и другие показатели проекта и выбирает лучшие. Победители на реализацию своих проектов могут получить грант в размере до 300 тыс. рублей.
При поддержке «Еврохима» в Мурманской области совместно с властями реализован уникальный туристический проект «Ковдор — столица Гипербореи». За несколько лет в него так или иначе удалось вовлечь практически всех жителей моногорода Ковдор, построить узнаваемый бренд. Праздновать Гиперборейский Новый год, который стал ежегодным событием, сюда приезжают из многих уголков России. Реализация проекта преобразила и сам город: появился новый парк, туристические достопримечательности, ликвидируется аварийное жилье, возводится новое. «Мурманская область входит в топ-5 самых популярных направлений по России, и более 250 тысяч гостей уже посетили наш Север в этом году. Каждый наш город обладает уникальностью и большим потенциалом, который важно не просто открыть, но и всесторонне развивать. Так, “Ковдор — столица Гипербореи” становится всё популярнее у наших туристов. И это результат слаженной и системной работы на всех уровнях, от поддержки федерального центра до повышения уровня сервиса в гостиницах и кафе. Со своей стороны мы будем продолжать развитие инфраструктуры вместе с “Еврохимом”, добиваться включения в нацпроект по туризму и отслеживать качество услуг. Уверен, пример Ковдора станет успешной практикой не только для нашего региона», — подчеркнул губернатор Андрей Чибис.
Другой проект, поддержанный «Еврохимом», — «Котельниково — земля героев» в Волгоградской области. Он был инициирован местными жителями и реализуется при участии местных властей и компании. Проект направлен на повышение культурной и туристической привлекательности Котельниково, где родился Степан Разин, а также произошли важнейшие события Сталинградской битвы. Он неоднократно становился победителем всероссийских конкурсов лучших социальных инициатив. Как отмечают его авторы, развивая свой бренд, котельниковцы способствуют привлечению внешних инвестиций, увеличению хозяйственного и туристического потенциала, созданию привлекательного имиджа своей территории.
Очевидно, что ESG-повестка остается актуальной для российских компаний. В то же время у отечественного бизнеса появились возможности скорректировать пришедшие извне ценности под свои реалии, взять лучшее из базовых принципов устойчивого развития и превратить эти идеи в реальные дела, приносящие пользу стране и людям на местах. Важным направлением здесь становится и «народный» ESG, ценный искренним погружением в его идеи сотрудников компаний, их семей и друзей, реализующих не абстрактные проекты «для галочки», а конкретные задачи, делающие их жизнь комфортнее, лучше и красивее. Через реализацию таких проектов люди больше привязываются к работодателю, чувствуя себя частью большой команды. Решается проблема текучки кадров из небольших городов и за счет преображения окружающей среды с помощью проектов, инициаторами которых становятся сами жители. Они получают возможность создать такую среду обитания, в которой действительно хотели бы жить. По сути, ESG нового поколения становится частью корпоративной культуры, элементом, формирующим мировоззрение сотрудников. И понимание этого дает компаниям новые возможности для развития.