По мере приближения президентских выборов в Турции, которые должны пройти в июне 2023 года, действующий глава государства Реджеп Эрдоган вынужден искать все новые варианты обострения ситуации на внешних и внутренних политических фронтах. Недавно ряд соратников Эрдогана из Партии справедливости и развития заговорили о необходимости перенести президентские выборы на более ранний срок — на весну следующего года. Это позволило бы, во-первых, смешать карты политическим оппонентам, а во-вторых, не дать окончательно растаять к июню постоянно уменьшающейся поддержке правящей партии и президента. Слабым местом турецких властей остается экономика — высокая инфляция и девальвация национальной валюты.
В противовес экономическим трудностям Эрдоган пытается преподнести политические победы, но, судя по последним шагам турецких властей, они не уверены в своей победе и решили действовать наверняка.
Турецкий суд приговорил мэра Стамбула Экрема Имамоглу (считавшегося главным соперником Эрдогана на предстоящих президентских выборах) к двум годам и семи с половиной месяцам тюремного заключения за оскорбление представителей властей. Мэру припомнили высказывания 2019 года, когда он назвал дураками тех, кто требовал отменить результаты выборов градоначальника Стамбула. Тогда Экрем Имамоглу опередил на выборах представителя правящей партии Бинали Йылдырыма всего на 0,2%, или на 13,7 тыс. голосов, тем самым положив конец четвертьвековому правлению в Стамбуле представителей Партии справедливости и развития. Центральная избирательная комиссия Турции под давлением заявлений президента Эрдогана и других турецких чиновников о якобы имевших место нарушениях назначила новый тур голосования, по итогам которого Имамоглу опередил своего оппонента уже на 9,23%, или на 800 тыс. голосов избирателей. Очевидно, что произошла мобилизация молодежи (представлявшей собой ядро сторонников Имамоглу), которая приняла более активное участие в новом голосовании и развеяла миф о незначительном преимуществе сторонников оппозиции в крупнейшем турецком городе. Приговор Экрему Имамоглу должен еще рассмотреть апелляционный суд, и, если он оставит его без изменений, популярный мэр Стамбула не сможет участвовать в президентских выборах.
Сторонники мэра собрались на многотысячный митинг протеста около муниципалитета города. На митинге выступил и сам Экрем Имамоглу, напомнив, что дважды победил представителей Партии справедливости и развития, и пообещав победить их в следующем году и навести в стране порядок. Заявление Имамоглу можно рассматривать как желание учавствовать в президентской гонке и как намерение его Республиканско-народной партии победить на парламентских выборах, также намеченных на 2023 год. В итоге турецкие власти оказались перед непростым выбором: митинг показал, что заключение в тюрьму Экрема Имамоглу может обернуться масштабными протестами и беспорядками.
Тем временем Эрдоган не сидит сложа руки и пытается переломить негативные тенденции в экономике или, по крайней мере, старается делать обнадеживающие заявления. Он сообщил, что Турция открыла новое нефтяное месторождение на северо-востоке страны объемом 150 млн баррелей. «Это одно из десяти крупнейших месторождений, открытых на суше в 2022 году», — сказал президент. В последние два года власти делали аналогичные заявления об открытии огромных запасов газа на шельфе Черного моря, но Турция так и не избавилась от импортной газовой зависимости. В попытке как-то решить эту проблему Эрдоган развил бурную деятельность на постсоветском пространстве, прежде всего в отношении тюркоязычных стран. Состоялся саммит с участием Реджепа Эрдогана и его коллег — президента Азербайджана Ильхама Алиева и президента Туркменистана — Сердара Бердымухамедова, по итогам которого был подписан ряд деклараций о торгово-экономическом, научном и культурном сотрудничестве. В частности, Эрдоган выразил надежду, что «туркменский газ в скором будущем начнет поступать в Турцию через Каспийское море». «Планируем подписать документы, укрепляющие правовую базу межгосударственного сотрудничества Турции, Азербайджана и Туркменистана. Наша основная цель — внести вклад в процветание и безопасность не только трех стран, но и региона в целом. Укрепим взаимодействие и сделаем все возможное, чтобы текущее столетие стало веком тюрков» — так турецкий президент сформулировал собственное видение сотрудничества между тремя странами.
Не забывает Эрдоган и о своих главных врагах на юге и севере — курдах и греках, постоянно давая понять, что готов начать военные действия в случае их неуступчивости. «Турция вновь сорвет направленные против нее коварные и неблаговидные планы, завершив создание линии безопасности на своих границах», — сказал Эрдоган, касаясь террористической угрозы со стороны курдов. Что же до Греции, с которой у Турции не первый год идет спор о принадлежности шельфов греческих островов (находящихся вблизи турецкого побережья), то Эрдоган прямо заявил о возможности нанести ракетный удар по Афинам ракетами «Тайфун» в случае дальнейших попыток греческой армии проводить модернизацию собственных вооружений. «Когда вы говорите “Тайфун”, греки пугаются и говорят: “Она ударит по Афинам”. Ну конечно же ударит… Если вы не успокоитесь и попытаетесь купить что-то отсюда и оттуда… Такая страна, как Турция, не останется сторонним наблюдателем. Она должна будет что-то сделать», — заявил Эрдоган.