В ближайшие годы авиамоторостроение вырастет не только качественно, прирастая новыми типами двигателей, но и количественно. Стремительно вводимые в действие новые мощности Объединенной двигателестроительной корпорации (ОДК) позволят ликвидировать последствия западной технологической блокады, обеспечив силовыми установками отечественного производства российские самолеты и вертолеты.
Так, «Ростех» на прошлой неделе объявил, что ОДК в этом году начнет строительство крупного промышленного комплекса по выпуску авиадвигателей. Инвестиции в проект составят около 35 млрд рублей.
Комплекс будет построен на территории московского завода «Салют», входящего в ОДК. Сюда же переедет одно из старейших авиамоторостроительных предприятий страны — Московское машиностроительное предприятие (ММП) имени В. В. Чернышева.
Территория ММП имени В. В. Чернышева на северо-западе столицы «Ростех» продал в 2021 году под жилую застройку компании «С-девелопмент», структуре девелопера MR Group, за 11 млрд рублей. Согласно договору, завод может использовать территорию до 2026 года. К тому времени намечено завершить строительство четырех основных производственных объектов ММП на территории завода «Салют». Производственные площади, намеченные к вводу, составят 77 тыс. кв. м, число занятых — более 13 тыс. человек.
На новых площадях развернется производство деталей (в том числе по аддитивным технологиям) для самолетных двигателей ТВ7-117СТ-01/02, ПД-14, ПД-8 и для вертолетных — ВК-650В и ВК-1600В, «закрывающих» подавляющую часть типажа гражданских воздушных судов, включая перспективные, от МС-21-310 до «Ансата». Продолжат ли на новых площадях производить двигатели РД-33, основную продукцию завода в последние 40 лет, предназначенную для семейства МиГ-29, не сообщается. При этом и ММП имени В. В. Чернышева, и «Салют» сохранят самостоятельность как отдельные структуры госконцерна ОДК. Компании также оставят свои названия.
Совместное существование двух московских заводов на одной площадке с интенсификацией ее использования лишь часть планов ОАК по расширению производственных мощностей. Так, «Пермские моторы» (выпускает двигатели ПС-90А для Ил-76, Ил-96 и Ту-214, ПД-14 для МС21-310, а также ракетные двигатели, вертолетные редукторы и стационарные установки) прирастут новой площадкой в особой экономической зоне под Пермью, где будут работать до 7000 сотрудников, что сопоставимо с численностью персонала на основной площадке завода. По оценкам властей Пермского края, стоимость проекта — до 85 млрд рублей. А в расширение производственных и НИОКР-мощностей на питерском заводе «ОДК-Климов» (головной разработчик и изготовитель турбовинтовых двигателей для самолетов и турбовальных — для вертолетов) до 2026 года намечено инвестировать 37,7 млрд рублей.