Три года премьерства Мишустина: россияне оценили соцподдержку и программы развития

Согласно исследованию ВЦИОМ, позитивно оценивают работу правительства Михаила Мишустина почти 70% граждан

Премьер-министр Михаил Мишустин (слева)
Читать на monocle.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) опубликовал данные исследования, посвященного оценке россиянами деятельности правительства РФ по итогам трех лет работы на посту премьер-министра Михаила Мишустина. Как отмечается в материалах ВЦИОМ, оценка населением деятельности федерального органа исполнительной власти — это ключевой индикатор успешности его работы. Примечательно, что большинство участников опроса — около 90% — смогли дать оценку работе правительства, что говорит о высоком интересе к этому вопросу. При этом доля положительных оценок в три раза превысила число негативных: 68% против 22%.

Как показало исследование, работа правительства РФ соответствует ожиданиям более половины россиян (51%), а еще 16% сообщили, что деятельность кабмина даже превзошла их ожидания. Затруднились с ответом 8%, а «ожидали большего» 25% опрошенных.

Больше всего положительных оценок заслужили меры правительства Мишустина, принимаемые в сфере социальной поддержки граждан и развития инфраструктуры. Кроме того, участники исследования назвали одним из критериев, по которому они смогли дать позитивную оценку, развитие страны. «Основой для позитивных оценок деятельности правительства прежде всего служат воплощенные в жизнь меры социальной поддержки, социальные выплаты (28% в группе положительно оценивающих деятельность правительства), внимание к пенсионерам, увеличение пенсий (18%), дорожно-строительные работы (11%), в стране идет развитие / становится лучше / видны изменения (9%), повышается уровень жизни (8%)», — говорится в материалах ВЦИОМ.

Самыми запомнившимися за последние три года мерами и решениями правительства стали социальная поддержка, работа по реализации льгот и выплате пособий, повышение МРОТ, социальные гарантии для семей с детьми, меры, связанные с выплатами материнского капитала, которые назвали по 10% опрошенных. Про индексацию пенсий, меры поддержки и/или ограничений при борьбе с COVID-19 вспомнили по 5%, про решение жилищных проблем, поддержку ипотеки и т. д. — 4%.

Среди ключевых изменений, которые опрошенные связывают с правительством Михаила Мишустина, — упрощение процедуры получения госуслуг. Положительные перемены на этом направлении отметили 82% участников исследования. 79% считают, что благодаря работе кабмина увеличилось число мер поддержки семьям с детьми. 72% обратили внимание на увеличение доли отечественных продуктов и товаров. 70% опрошенных приветствуют рост доступности органов власти через соцсети. 69% считают достижением правительства увеличение доступности путешествий внутри страны. 61% приветствуют расширение возможностей для развития и самореализации у молодежи.

Самыми заметными решениями правительства за прошедшие три года, по мнению опрошенных, стали те, которые связаны с транспортной инфраструктурой и дорожной ситуацией. Их отметили 53% участников исследования. Решения, связанные с социальной защитой, заметили 40% опрошенных; на те, которые связаны с жилищным строительством, цифровыми технологиями и медициной обратили внимание 38, 37 и 35% опрошенных соответственно.

«Пожалуй, впервые перспективы российской экономики оцениваются с точки зрения нового технологического уклада. Вырос уровень цифровизации населения и бизнеса с государством, оказаны беспрецедентные меры поддержки IT-отрасли», — отметил председатель совета директоров группы Finbridge Леонид Корнилов. В то же время он напомнил о важных проблемах IT-отрасли, которые необходимо срочно решать. «Система образования не успевает обеспечивать экономику IT-кадрами. Развитие всеобщей цифровизации и технологический рывок напрямую связаны с реформой и ростом финансирования образования. Это еще одна задача, которую нужно решить правительству», — добавил он.

Решения правительства не просто заметны жителям страны — большинство из них получают высокую оценку граждан. «Россияне положительно относятся к решениям, реализующимся правительством РФ в различных сферах. Доля россиян, придерживающихся позитивного мнения, превосходит долю высказавшихся негативно: по отношению к дорогам, транспортной инфраструктуре (61% — положительное отношение, 18% — отрицательное), социальной защите (54% против 16%), цифровым технологиям (54% против 12%), безопасности (53% против 15%), сельскому хозяйству (52% против 16%), жилищному строительству (51% против 15%), науке (47% против 14%), культуре (46% против 17%), промышленности (45% против 19%)», — отмечается на сайте ВЦИОМ.

Работа правительства РФ соответствует ожиданиям более половины россиян (51%), а еще 16% сообщили, что деятельность кабмина даже превзошла их ожидания

Высокую оценку дали жители страны работе правительства РФ в условиях двух ключевых вызовов последних трех лет — пандемии коронавируса и антироссийских санкций. Эффективными считают ответные меры две трети россиян (68% в условиях пандемии коронавируса, 65% в условиях западных санкций). В начале кризисных периодов, связанных с началом пандемии COVID-19 в 2020 году и введением западных санкций в 2022-м, многие авторитетные эксперты и институты (в том числе на Западе) прогнозировали существенный спад в экономике и социальной сфере, но правительство в обоих случаях смогло компенсировать внешние шоки. Скептически относились в начале пандемии к российским антиковидным мерам и мировые СМИ, которые пророчили коллапс медицинской системы и экономический спад. Уже в 2021 году они изменили свои оценки, признав эффективность реализуемых в России мер. Такая же ситуация был и с санкциями, введенными после начала СВО. Многие аналитики были уверены в катастрофических последствиях для российской экономики, включая спад ВВП и торговых операций, а также девальвацию рубля. Сейчас уже многие признаю, что санкции не дали ожидаемого их авторами эффекта. Более того, вопреки всему по итогам 2022 года Россия улучшила положение в международных рейтингах, войдя в топ-10 по объему номинального ВВП и в топ-10 по уровню цифровизации государственного управления.

Директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников считает, что именно в антикризисной работе Михаил Мишустин проявил себя наиболее ярко. Эксперт напомнил, что три года назад перед новым правительством ставились другие задачи — обеспечить высокие темпы роста экономики. Однако тут же страна столкнулась с глобальным кризисом, вызванным пандемией COVID-19, а сразу после него с новыми реалиями, вызванными проведением специальной военной операцией и масштабными санкциями. В итоге уже три года меры правительства удерживают страну от обвала. Например, экстренные меры федеральной исполнительной власти не позволили сбыться мрачным прогнозам о судьбе российской экономики, которые звучали весной 2022 года. «Вот реальный результат. Это сверхэффективное управление в сверхкризисных условиях. Мишустин показал себя как кризисный менеджер великолепно. Прежде всего это крайне эффективная система кризисного управления. Огромный молодец, огромная ему благодарность. Сделал все, что мог, в течение очень сложных трех лет», — сказал Дмитрий Солонников.

Один из факторов, свидетельствующих об эффективности антикризисных мер. — динамика ВВП: потенциальный резкий спад (по некоторым прогнозам, до 6,5% в 2020 году и до 11,2% в 2022-м) был сглажен. Изменение ВВП составило −2,7% и −3,5% в 2020 и в 2022 годах соответственно с коротким периодом восстановления (+4,7%) в 2021 году. Не оправдались прогнозы отечественных и зарубежных аналитиков-«пессимистов» и относительно инфляции: в 2022 году она достигла 10,6%, это вдвое ниже уровней, которых ожидали некоторые эксперты. Удалось удержать и безработицу: в 2020 году ее уровень достиг 5,8% (в пределах прогнозов), а в 2022-м фактический уровень был в два — два с половиной раза ниже предварительных оценок: 3,7%.

С высокими оценками деятельности правительства Мишустина согласен и начальник отдела аналитических исследований Института комплексных стратегических исследований Сергей Заверский. «Правительству Мишустина пришлось столкнуться с беспрецедентными вызовами, о которых в январе 2020 года никто и подумать не мог. Сначала пандемия, которая в значительной степени нарушила прежний уклад не только российской, но и в целом мировой экономики. Затем события 2022 года также создали принципиально новые условия экономической жизни. Поэтому в целом неудивительно, особенно с учетом широкого круга мер социальной поддержки, принятых в последние годы, что общая оценка работы правительства положительна», — сказал он.

В то же время, отметил эксперт, дальнейшую устойчивость той же социальной поддержки возможно будет обеспечить только при наличии крепкого фундамента в виде роста экономики. «Однако заметно, что в экономической политике сейчас в большей степени превалирует подход “стабильности”, а не “развития”. Здесь, впрочем, важную роль должна играть политика не только правительства, но и Банка России. Однако в настоящий момент ЦБ, по сути, сдерживает реализацию многих инициатив правительства. Речь идет о том, что как денежно-кредитные условия, так и политика по регулированию банковской системы и финансовых рынков не способствуют запуску инвестиционного цикла, что ставит под угрозу и реализацию ряда планов правительства, в частности в отношении импортозамещения», — добавил Заверский.

За последние три года правительство реализовало 829 конкретных мероприятий на сумму 7,6 трлн рублей. Среди мер — социальные
пособия и выплаты, субсидирование промышленников и аграриев, поддержка льготной ипотеки, масштабная работа в сфере здравоохранения, в том числе вакцинация 72,7 млн человек

Между тем за последние три года в рамках специально принятых планов по борьбе с ковидом (2020 год) и противодействия усилившимся санкциям (2022 год) правительство реализовало 829 конкретных мероприятий на сумму 7,6 трлн рублей. Среди мер — социальные пособия и выплаты, субсидирование промышленников и аграриев, поддержка льготной ипотеки, масштабная работа в сфере здравоохранения, в том числе вакцинация 72,7 млн человек. В обеспечении стабильности экономики огромную роль сыграли и льготное кредитование, субсидирование, компенсации за использование СБП, налоговые льготы, и такие «нематериальные» меры, как запрет на плановые проверки субъектов МСП, мораторий на возбуждение дел о банкротстве и другие.

По оценке Леонида Корнилова, правительству Мишустина удалось сохранить относительную экономическую и социальную стабильность, которую, как ожидается, удастся сохранить и в 2023 году. «Улучшены прогнозы динамики ВВП. Банк России оценивал спад ВВП РФ в 2022 году на уровне 3‒3,5 процента (против ожидаемых 4‒6 процентов). В 2023 году регулятор прогнозирует, что темп прироста ВВП останется отрицательным и составит 1‒4 процента, российская экономика может перейти к росту во втором полугодии. Прогнозы Минэка более оптимистичны: ведомство ожидает роста ВВП на 2,6 процента в год в последующие несколько лет», — пояснил он.

С точки зрения эмоциональной оценки деятельности правительства за три года превалировала эмоция надежды. Ее связывают с исполнительной властью страны 37% опрошенных, у 23% доминирует чувство стабильности, у 21% — ощущение уверенности, 19% испытывают гордость. При этом 24% участников исследования рассказали, что испытывают тревогу.

Работу самого Михаила Мишустина оценили подавляющее большинство опрошенных. Оценки «однозначно хорошо» или «скорее хорошо» дали 70% участников исследования, в то время как «однозначно плохо» или «скорее плохо» оценивают 16% опрошенных. «Оценка деятельности М. В. Мишустина на посту председателя правительства РФ чуть выше оценки работы правительства РФ в целом», — отмечается в материалах ВЦИОМ.

Наконец, исследование показало, что россияне уверены в дальнейшей оптимизации работы правительства. Так, 44% считают, что в следующие три года оно будет работать еще лучше, при этом пессимистов в этом вопросе выявлено всего 6%. 42% не ждут изменений в работе.

Исследование также показало, что жители страны интересуются деятельностью правительства РФ. 27% хотели бы больше знать о мерах поддержки граждан, для 23% важно знать о итогах работы за год, 22% — о реализации нацпроектов, о результатах отдельных ведомств — 20%.

Таким образом, и бизнес, и эксперты, и граждане оказались едины во мнении, что Михаилу Мишустину удалось удержать экономику страны на плаву в сложнейших условиях, обеспечить стабильность и поддержку граждан. Более того, есть перспективы для развития. Например, Леонид Корнилов считает, что одной из точек роста может стать малый бизнес. «По запросам на кредитование мы видим, что, несмотря на высокую турбулентность в экономике, МСП инвестирует в покупку оборудования, открытие новых производств, пытаясь занять освободившиеся ниши после ухода зарубежных брендов. Если государство рассматривает МСП как полноценные субъекты экономической деятельности и даже локомотив экономики, необходим анализ мер поддержки и их развитие», — резюмировал он, уточнив, что, по его мнению, необходимо расширение мер господдержки и доступности финансирования.

В 2023 году мир может столкнуться с глобальной рецессией и финансовыми кризисами. Для России это будет означать снижение внешнего спроса на продукцию российского производства, еще большее сокращение бизнес-контактов. Возможно и дальнейшее усиление санкционного давления. В то же время есть шансы на то, что расширение экономического взаимодействия со странами, не присоединившимися к санкциям, прежде всего с Китаем и Индией, а также координация и сохранение конструктивного диалога со странами — экспортерами природных ресурсов в комбинации с эффективной внутренней экономической политикой может обеспечить устойчивость экономики и экономическую стабильность. Еще один вызов — обеспечение технологического суверенитета. В 2022 году Россия испытала краткосрочный эффект санкций, однако может сказаться и более долгосрочный эффект, связанный с доступностью технологий. Он может проявиться в отдельных отраслях, оборудование для которых в значительной мере импортировалось, а отечественные аналоги необходимого качества отсутствуют. Третья существенная проблема — большое число покинувших страну специалистов. С учетом возрастающих сложностей проживания и получения ВНЖ за рубежом, затруднений при использовании международных переводов, других факторов поток выезжающих, вероятно, будет снижаться, а часть выехавших может вернуться. Однако здесь многое зависит и от работы правительства. Сохранение демографического потенциала России важно и в разрезе рынка труда и необходимости обеспечить поступательное развитие экономики достаточным количеством работников. Это касается и сфер, где требуется высокая квалификация и цифровые компетенции.

Таким образом, правительство Михаила Мишустина показало высочайшую эффективность в двух жесточайших кризисах. Показатели, которых удалось достигнуть, удивляют многих экспертов и авторов санкций, признающих, что они не оказали прогнозируемого эффекта. 2023 год продолжит испытывать экономику нашей страны на прочность. И здесь, несомненно, очень пригодится опыт, наработанный исполнительной властью в предыдущие годы. Мишустин уже доказал, что умеет реагировать на самые сложные вызовы, и теперь у его кабмина есть все шансы, преодолев описанные выше сложности, перенаправить страну из стабилизации в развитие. Этого от него ждут и эксперты, и бизнес, и, как показал опрос, граждане России.