Умоются дизелем

Евгений Огородников, редактор отдела рейтинги журнала «Монокль»
Читать на monocle.ru

Эмбарго на российские нефтепродукты со стороны ЕС вступило в силу, а западная пресса впала в панику задолго до этого: в прошлом году Россия поставила в ЕС около половины всего импорта дизельного топлива, объемом около 700 тыс. баррелей в сутки, пишет NYT. Помимо коммерческого транспорта дизель используют до 40% автомобилистов ЕС. Эксперты газеты считают, что российские поставки дизеля Европе быстро не заменишь, поэтому фьючерсы на дизель начали расти в цене. Впереди высокий автомобильный сезон. Уже с весны начнет расти спрос на топливо в США, России и даже в Европе. Очевидно, что в условиях дефицита цены пойдут вверх.

Европа — это крупнейший в мире рынок дизельного топлива, даже крупнее американского и китайского: регион потребляет более 200 млн тонн этого вида топлива в год. Многолетняя «зеленая» политика сделала де-факто невозможными инвестиции в модернизацию европейских заводов. 80‒85% потребностей в дизеле европейские страны закрывают производством на своих НПЗ, но сегодня эти заводы в технологическом плане заметно уступают американским, азиатским, а часто и российским. Поэтому экономика производства здесь не самая лучшая. Как результат — тотальная зависимость Европы от импорта топлива, в первую очередь из России и Белоруссии.

Судя по статистике, собираемой Bloomberg, российские нефтяники начали готовиться к эмбарго загодя, перенаправляя свои ранее шедшие в ЕС нефтепродукты в Турцию, ОАЭ, Марокко и занимая на этих рынках доли классических поставщиков, той же Саудовской Аравии. То есть ожидаемого обвала производства не произошло и российская продукция нашла себе рынок.

Если в случае с отказом от российского газа США могли подставить экстремально дорогое «партнерское» плечо партнерам из ЕС, то с дизелем такое невозможно. В Штатах в последние месяцы также наблюдается топливный дефицит. Это эхо ковида, когда в стране закрылось пять НПЗ. Сегодня особенно острая нехватка дизеля и керосина ощущается в восточных штатах и в главном мегаполисе страны — Нью-Йорке. Здесь запасы дистиллятов опустились на десятилетний минимум.

Летом, в пик сезона, США сами «перехватывали» танкеры с топливом, шедшие в Европу и Азию, чтобы насытить локальные рынки. Неимоверными усилиями (админресурсом и роспуском стратегических нефтяных резервов) проблему удалось решить. Однако у решения есть своя цена: многие НПЗ в США были вынуждены отложить плановые ремонты, и теперь они постепенно уходят на профилактику, снижая мощность переработки. По данным Reuters, в этом году на ремонт и профилактику закроется вдвое больше НПЗ, чем во время пандемии, а значит, дефицит в США будет только нарастать.

Нефтяной экспортный поток из России, подпавший под эмбарго Европы чуть ранее (с 5 декабря 2022 года), тоже удалось перенаправить, преимущественно в Азию — Китай, Индию и Сингапур. Последний выступает важнейшим хабом для смешивания российской нефти с другими сортами. В отличие от Европы, куда нефть шла по трубе, поставки в Азию идут преимущественно морем. Так что в последние месяцы морские перевозки российской сырой нефти бьют рекорды. Для обслуживания нефтяного экспорта российские нефтяники, по оценкам судового брокера Braemar, закупили 240 малых и больших судов, которые ранее перевозили иранскую и венесуэльскую нефть.

Схема обхода западных санкций оказалась настолько изящной, что взволновала даже The Economist: прошел практически год с начала боевых действий, западные фирмы отказались от торговли, перевозки морем и страхования российской нефти... а она по-прежнему торгуется, перевозится и страхуется, констатирует издание.

Еще более жесткую риторику выбрал американский телеканал CNBC. Западные санкции против российской нефти потерпели полный провал. По мнению аналитиков, антироссийские санкции вводятся людьми, которые не разбираются в нефтяных рынках, сообщило агентство.

Надежды на постоянные поставки из Индии и Китая переработанной российской нефти в Европу немного. Имеющийся профицит НПЗ в этих странах — явление временное. Эти заводы построены под нужды внутренних рынков азиатских стран. По мере роста (порой очень бурного) этих экономик топливные потоки Индия и Китая будут переориентированы с внешнего рынка на внутренний. Да и дисконты на российскую нефть на этих рынках в последние недели начали уменьшаться.

На европейском рынке не хватает поставок средних дистиллятов, и пока нет ясности, что будет после вступления в силу санкций ЕС на импорт российских нефтепродуктов, заявил глава Shell Ваель Саван. «Сейчас недостаточно поставок средних дистиллятов на рынке, и что будет после 5 февраля — непонятно. Если посмотреть, что произошло с нефтяным рынком, и принять во внимание, что это разные рынки и что логистика нефтепродуктов несопоставимо сложнее», — сказал он.

Движение «желтых жилетов» во Франции началось в 2018 году с петиции к правительству с просьбой снизить цены на топливо в стране. Уже пятый год мотивированные ценниками на заправках гражданские протесты перманентно вспыхивают во Франции. Рост цен на дизельное топливо на заправках станет хорошим дополнением в этом году к выросшим ценам на ЖКХ и электроэнергию. Прошлый год стал рекордным по числу протестов в Европе. Одни из самых громких митингов проходили осенью в Италии, на этих акциях граждане сжигали свои счета за электроэнергию, потом волна недовольства прокатилась по Испании и Великобритании, где и сейчас продолжаются масштабные забастовки. Возможно, в нынешней ситуации слепой европейской политики народный гнев — это единственно возможный пролог к переговорам о мире на Украине и новой системе европейской безопасности.