На юге Турции и на севере Сирии произошло землетрясение магнитудой 7,8 балла по шкале Рихтера. Разрушенными оказались около 10 тыс. зданий, число жертв в Турции приближается к 20 тыс. человек, а в Сирии превысило три тысячи. Разбор завалов продолжается, и число погибших наверняка увеличится. На пятые сутки после землетрясения еще находят выживших, но все реже. Спасатели работают практически без отдыха, иногда засыпая от переутомления прямо на развалинах разбираемых ими домов.
Множество стран прислали в Турцию спасателей, медиков и необходимое оборудование. Даже Греция, которой недавно президент Турции Реджеп Эрдоган угрожал ракетным ударом по Афинам, пришла на помощь. Можно было бы порадоваться широте греческой души, если бы не молчаливый отказ европейцев и американцев оказать аналогичную помощь сирийцам. Помочь Сирии спасателями и медиками, кроме России, решились лишь Индия, Объединенные Арабские Эмираты, Ливан, Египет, Тунис, Пакистан, Иордания, Ливия и Оман.
Турция расположена в одной из самых активных сейсмоопасных зон в мире, на пересечении трех тектонических плит. Но это не может служить оправданием такого количества жертв и разрушений. Напротив, сейсмоопасная зона должна заставить ответственную власть строго контролировать строительство. Должны действовать запреты на строительство на самых опасных участках, а строящиеся здания должны быть сейсмостойкими. Современные сейсмостойкие здания выдержали бы произошедшее землетрясение. Естественно, такое строительство обходится гораздо дороже, но только прямые экономические убытки от землетрясения в Турции предварительно оцениваются в сумму от 2 до 4 млрд долларов. И нет смысла пытаться перевести в денежную форму сотни тысяч человеческих трагедий: люди в одночасье лишились своих родных и близких, жилья и имущества. Кроме того, турецкие граждане столкнулись не только с нехваткой техники для разбора завалов, спасателей и медиков, но и с нехваткой теплой одежды и палаток: ночами в Турции стоят минусовые температуры. На улицах разрушенных городов зачастую орудуют мародеры, грабящие магазины и даже грузовики с гуманитарной помощью.
В итоге все эти претензии обратились в адрес Эрдогана, руководящего страной уже 20 лет, сначала на посту премьера, а затем президента. Восемнадцатого июня в Турции должны были пройти президентские выборы, но Эрдоган, пытаясь не дать оппозиции подготовиться к ним, перенес выборы на 14 мая. Исправить ситуацию за три месяца он явно не успеет, но может попытаться снова перенести выборы, однако уже на более поздний срок.
В 1999 году в районе Стамбула произошло аналогичное по силе землетрясение, унесшее жизни более 20 тыс. человек, уничтожившее 120 тыс. зданий и стоившее стране свыше 20 млрд долларов. Нельзя сказать, что землетрясение 1999 года определило победителя следующих парламентских выборов, но сильное недовольство турок властями оно посеяло. Как раз на парламентских выборах 2002 года уверенно победила оппозиционная Партия справедливости и развития Реджепа Эрдогана, что позволило ему стать премьер-министром Турции.