Госдеп, нам скучно

Отключение российских банков от SWIFT не критично
Читать на monocle.ru

Администрация США может ввести санкции против связанных с Россией европейских банков, рассказали в американском Госдепе. В том числе против UniCredit и Raiffeisen Bank. Причина — они до сих пор не закрыли свои отделения в нашей стране. Несмотря на негативное влияние на европейскую экономику, Европейский центробанк в последнее время тоже усиливает давление на банки Европы и призывает прекратить бизнес в России, игнорируя тот факт, что любые сделки по продаже банковского бизнеса запрещены без одобрения Кремля (подробнее см. «Кто выбивает окна в Европу», стр. 9). Но на данный момент неизвестно, какие конкретно ограничения будут введены в отношении этих финансовых организаций.

Кроме того, Еврокомиссия предложила странам ЕС исключить Тинькофф-банк, Альфа-банк и Росбанк из системы SWIFT. Последние два с 2022 года находятся в SDN-листе минфина США. А Вашингтон также призывает ЕС расширить санкции против Газпромбанка. Правительство США признает, что подобное решение может быть встречено негативно некоторыми европейскими странами, так как через этот банк проходят все платежи за энергоресурсы между Россией и ЕС. Как отмечает агентство Reuters, «у некоторых европейских стран, включая Венгрию и в меньшей степени Германию, есть желание сдержать дальнейшие ограничения, чтобы смягчить экономические последствия». Напомним, что ОТП-банк (входит в состав венгерской OTP Group) все еще работает в нашей стране.

Вопрос оплаты российских энергоресурсов в случае ужесточения санкций против Газпромбанка остается пока открытым, а аналитики неохотно комментируют эту тему. Но на данный момент прямой формат работы с европейскими контрагентами все равно уже сведен к минимуму, утверждает Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром». Если что-то происходит во внешней торговле, Россия идет окольным путем. Возможно, операции будут проводить через третьи страны, благо желающих предостаточно.

Для российских же банков санкции уже не носят критического характера — благодаря развитию Системы передачи финансовых сообщений (СПФС). «Угроза [отключения новых банков от SWIFT] есть, и она может быть спокойно реализована. Однако чувствительность нашей финсистемы к данному вопросу уже не такая высокая. Трафик через СПФС вырос на треть, и к ней подключено свыше 360 кредитных организаций из России и мира. Активное сотрудничество в области взаимных расчетов идет с азиатскими партнерами. Влияние SWIFT снижается», — заявил Михаил Зельцер, эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций», в ходе онлайн-конференции «Российские банки: низкие прибыли, долгие санкции».

Подобного мнения придерживается и Павел Самиев: он не видит существенного влияния возможных новых санкций ни на российские банки, ни даже на европейские. «Raiffeisen Bank и UniCredit осуществляют SWIFT-переводы, и это важная составляющая для частных клиентов. Но Raiffeisen и UniCredit не единственные кредитные организации, которые этим занимаются. Если мы берем шире, для торговли и внешнеэкономической деятельности стратегически эти банки имеют меньшую значимость. Поэтому отказ в трансграничных операциях, допустим, не повлечет за собой критических последствий для России», — говорит он. В итоге, резюмирует Самиев, давление — единственное, что остается западным регуляторам. Наложить запрет на какую-либо деятельность европейского банка, у которого есть «дочки» в России, например запретить ему проводить операции, пока что невозможно. «Даже отказ Mastercard и Visa от работы в России — это не прямое указание регулятора, это была инициатива организаций для спасения от имиджевых потерь. Никто им не запрещал работать в России. То же касается других направлений. Одно дело — штрафы для тех, кто обслуживает клиентов или организации из санкционного списка. В ином случае непонятно, как запрет может быть осуществлен. Таких прецедентов нет, а юридически это обосновать невозможно», — добавляет Самиев.