Мы были вынуждены перейти в контрнаступление. Судя по валу сообщений в СМИ, нейросети уже выталкивают с рынка труда копирайтеров, дизайнеров и нас, журналистов. Алармисты трубят: технологии ИИ уже в ближайшем будущем станут такими же эффективными, как целые профессиональные коллективы. Пришлось идти на поклон к искусственному интеллекту и предложить ему выполнить часть редакционной работы под настороженным присмотром профессионалов.
Мы начали с того, что предложили разрекламированному чат-боту ChatGPT написать небольшую профессиональную статью о самом себе. Из полученного и не очень впечатляющего справочного материала стало понятно, что дальше придется работать самим. Чат-бот и не скрывал своей ограниченности: «Используя меня в сочетании со своими навыками и знаниями, журналисты могут открыть для себя новые идеи и улучшить качество и скорость своих статей». Что ж, весьма самоуверенно с его стороны — тут нейросеть не пригодилась вовсе (см. статью "Вызов нечеловеческой креативности")
Тогда мы попросили искусственный интеллект помочь с оформлением обложки. Например, придумать привлекательный вынос и сгенерировать пару слов о себе. В результате — десяток банальных тезисов и скучных словосочетаний. Нет, так журнал не продашь. Вновь подключаем ум человека.
Последний шанс: может, с изображениями у технологии будущего получится лучше. Мы связались с профессиональным дизайнером, который работает с нейросетями, и поручили приложению Midjourney создать образ самого себя для обложки журнала. Нам хотелось понять, как искусственный интеллект «видит» свою внешность — может, это портрет, или предмет, или абстрактное полотно.
На первом этапе нам выдали яркие, но в целом банальные портретные картинки, которых уже много в интернете (см. изображения статьи "Вызов нечеловеческой креативности" ). Много футуризма, но мало содержания.
Снижаем уровень «заумности» сетки и обращаемся к первым версиям Midjourney (см. картинку 2 "Вызов нечеловеческой креативности"). Получилось цветасто и абстрактно, уже интереснее. Далее экспериментируем с сюжетом и запрашиваем контекст битвы между художником и роботом. Варианты номер 3 забавны, но все же «без огонька».
Четвертый этап. Просим в лоб нарисовать обложку целиком, изображающую ИИ. Возвращаемся к банальному видению (см. картинку 4 "Вызов нечеловеческой креативности"). Может, стоит отказаться от Midjourney и «поболтать» с ChatGPT? Чат-бот предложил разные идеи, в целом не оригинальные, хотя варианты кубиков с маленькими людьми вполне можно брать в работу (см. картинку 5 "Вызов нечеловеческой креативности").
Итог для нейросети оказался неутешительный: она никак себя не видит. А если ей по запросу нужно выдать изображение самой себя, то образ будет человекоподобным. То есть она буквально будет маскироваться под человека или его ассоциации.
Пришлось подключать креатив дизайнера, который вспоминает, что, несмотря на огромную базу данных, нейронные сети не умеют рисовать правдоподобные руки (см. картинку 6 "Вызов нечеловеческой креативности") и зубы — то не сходится их количество, то искажается анатомия.
Это связано с тем, что существующие нейросети, с одной стороны, все еще слишком нечувствительны к деталям. А с другой — просто «не знают», что такое рука в принципе. При запросе «нарисовать руку» ИИ обращается к огромной базе данных с изображений рук, исследует, что между ними общего, и выдает на основе этого анализа свой результат.
ИИ, конечно, стремится уподобиться человеку, но при этом он все еще неспособен нарисовать изображение даже такого элементарного объекта, как рука человека, или создать такое текстовое описание самого себя, которое могло бы нас удивить. Идеальная иллюстрация этих его невозможностей на нашей обложке.
Редакция выдыхает и идет работать над очередным выпуском журнала.