Израиль столкнулся с целым рядом кризисов, среди которых внутриполитический раскол общества, очередное обострение отношений с Палестинской автономией и растущая угроза со стороны Ирана. Президент Израля Ицхак Герцог заявил, что «страна находится на грани конституционного и социального коллапса». «Я чувствую, что мы приближаемся к серьезному конфликту. Пороховая бочка вот-вот взорвется, и мы находимся в состоянии гражданской войны», — сказал он. Так президент отреагировал на политическое противостояние ведущих политических партий и еженедельные акции протеста, проходящие в Израиле уже два месяца.
Оппозиция и участники демонстраций выступают против планов правительства провести в стране судебную реформу. Она призвана ограничить полномочия Верховного суда Израиля и дать правительству возможность влиять на выборы судей. Полномочия Верховного суда действительно очень широки: он имеет право отменять законы, принятые парламентом. По сути, он исполняет функции конституционного суда, но проблема в том, что в Израиле нет конституции, на основе которой можно было бы делать вывод о несоответствии решения, принятого кнессетом, основному закону.
Оппозиция утверждает, что лишение Верховного суда страны функции арбитра равносильно государственному перевороту и грозит превращением политического устройства Израиля из демократии в клерикальную диктатуру. Эти слухи несколько преувеличены, но не лишены оснований. В сегодняшнюю правящую коалицию, возглавляемую премьер-министром, лидером партии «Ликуд» Биньямином Нетаньяху, входят ортодоксальные религиозные партии, которые не прочь закрепить свои представления о прекрасном на законодательном уровне. Нетаньяху уже пошел в отдельных вопросах навстречу ортодоксальным коллегам из своей коалиции, чем вызвал критику со стороны оппозиции и предположение, что он способен пойти и дальше в уступках ортодоксам.
Теоретически после реализации судебной реформы кнессет может принять закон, отменяющий всеобщие выборы или светский характер государства, и его некому будет отменить.
Масла в огонь подливает тот факт, что в отношении Биньямина Нетаньяху уже шестой год идет неспешное расследование по обвинению его в коррупции и обмане общественного доверия. Таким образом, премьер может быть лично заинтересован в реформе судебной системы. Кроме того, министром внутренних дел в правительстве Нетаньяху стал обладающий самым разносторонним опытом в правоохранительной сфере лидер ультраортодоксальной партии ШАС Арье Дери. Ранее он дважды занимал пост главы МВД и был фигурантом множества уголовных дел о взяточничестве и обмане общественного доверия. А Верховный суд Израиля из-за судимости Арье Дери дважды запрещал ему занимать пост министра внутренних дел: в 1993 году и в январе 2023-го. Нетаньяху выразил сожаление в связи с решением Верховного суда и пообещал вернуть Дери в правительство «законным способом», поскольку тот обладает «богатым опытом».
Помимо отсутствия конституции в Израиле не слишком эффективное избирательное законодательство, не способствующее быстрому формированию устойчивой правящей коалиции после очередных парламентских выборов. В итоге за последние три с половиной года они в Израиле прошли пять раз. Атакуя правительство, оппозиция надеется развалить правящую коалицию и добиться новых выборов. Шансы на это есть: каждая из правительственных партий пытается максимально воспользоваться своей «золотой акцией», угрожая в противном случае развалить коалицию. Последнее заседание правительства по утверждению бюджета страны продолжалось до девяти утра, но документ так и не удалось согласовать.
На внутриполитический кризис накладывается то, что растет число терактов внутри страны и участились обстрелы со стороны Палестины. Бесконечные избирательные кампании заставляли действующее правительство, идя на поводу общественных настроений, максимально жестко реагировать на любые вылазки палестинцев. В итоге страсти с обеих сторон конфликта оказались накалены до предела, а из-за внутриполитического кризиса в Израиле переговоры с палестинскими властями стали практически невозможны.
К этому прибавилось обострение отношений Израиля с Ираном. Именно премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху пять лет назад убедил президента США Дональда Трампа разорвать ядерную сделку с Ираном. Хотя Тегеран находился под наблюдением инспекторов МАГАТЭ и соблюдал условия соглашения по обогащению урана, Израиль опасался его тайного военного усиления. По прошествии пяти лет, несмотря на возобновленные американские санкции против Тегерана, убийства иранских физиков-ядерщиков и военных чиновников, а также на многочисленные диверсии на ядерных объектах, Иран, по информации МАГАТЭ, смог поднять уровень обогащения урана с 20 до 84%, тогда как для создания ядерного оружия требуется уран, обогащенный до 90%. Кроме того, несмотря на многочисленные удары с воздуха, проиранские вооруженные формирования сумели закрепиться на территории Сирии, граничащей с Израилем. Выходом из сложившегося положения может быть либо попытка нормализовать отношения с Ираном, либо проведение наземной военной операции в Иране, на что у Израиля нет сил, а у США — желания.
Еще одним вызовом для Израиля способно стать возможное ухудшение отношений с Россией. Ранее в интервью CNN Нетаньяху заявил, что рассматривает вопрос предоставления Украине системы ПВО «Железный купол», хотя прежнее правительство ограничивалось поставками гуманитарной помощи. Кроме того, продажу Дании 19 израильских самоходных гаубиц АТМОС 155-го калибра можно расценивать как косвенную поставку Украине артиллерии, поскольку Дания получила возможность отдать Киеву 19 гаубиц Caesar, стоявших у нее на вооружении.