Государственный секретарь США Энтони Блинкен впервые посетил Казахстан и Узбекистан. Этот визит он совершил мимоходом, по пути на саммит G20 в Индии. Но несмотря на это, глава внешнеполитического ведомства США поставил перед собой вполне наполеоновскую цель — отсечь (в политическом и экономическом смыслах) от России среднеазиатские страны — республики бывшего СССР.
Дабы не утруждать себя поездкой по всем интересующим Вашингтон столицам, Блинкен решил собрать их представителей в Астане. Встреча глав внешнеполитических ведомств США, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Туркменистана и Узбекистана прошла в существующем с 2015 года формате С5 + 1. Этот формат представляет собой подход США к пяти странам Средней Азии, нацеленный на «укрепление экономического, энергетического и экологического сотрудничества», как заявляет Госдеп.
Помимо общей встречи министров иностранных дел С5 + 1 Блинкен провел индивидуальные переговоры с коллегами из Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Туркменистана. Кроме того, главу Госдепа принял президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев. Блинкен в беседе с Токаевым поддержал его реформы и заявил, что США заинтересованы в дальнейшем укреплении экономического сотрудничества. Глава Госдепа похвалил Казахстан за «лидерство по самым разным вопросам», приведя в пример отказ от ядерного оружия, доставшегося ему от СССР, и «первые шаги в реализации космической программы». Но сильнее всего Блинкен нахваливал Астану за гуманитарную помощь, оказываемую Киеву.
В ответ Токаев напомнил, что инвестиции США в Казахстан превысили 62 млрд долларов (немногим уступая инвестициям со стороны Китая), и выразил признательность за «постоянную и твердую поддержку Соединенными Штатами нашей независимости, территориальной целостности и суверенитета». А министр иностранных дел Казахстана Мухтар Тлеуберди заявил, что Астана продолжит свою многовекторную внешнюю политику, в которой Центральная Азия с США являются приоритетами «перед лицом геополитической неопределенности».
Перейдя от комплиментов к сути своей миссии, глава Госдепа попросил страны Центральной Азии придерживаться антироссийских санкций, введенных США. «Странам, которые участвуют в борьбе против России и которые ищут новые возможности, новые пути, экспортные рынки, мы, чтобы эти страны не полагались на Россию, выделяем дополнительно 25 миллионов долларов; мы хорошо понимаем, каковы могут быть последствия», — сказал Блинкен.
Естественно, 25 млн долларов вряд ли заставят Казахстан, Киргизию, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан отказаться от значительной части торговых отношений с Россией. Однако помимо крошек от пряника в кармане Блинкена была припасена плеть — возможность введения вторичных санкций в отношении центральноазиатских стран. Например, министерство торговли США еще в июне 2022 года ввело санкции против частного предприятия Promcomplektlogistic из Узбекистана за «нарушение санкционного режима», выразившееся в поставках микросхем российскому предприятию «Радиоавтоматика».
На примере Казахстана видно, что страны Центральной Азии опасаются прогневать США, но в то же время не хотят упускать экономическую выгоду. Астана предпринимает формальные шаги, которые должны свидетельствовать о ее стремлении ограничить экономические контакты с Москвой. В январе этого года правительство Казахстана подготовило постановление о расторжении соглашения о мерах по взаимной конвертируемости рубля и тенге и о стабилизации их курсов, заключенного в 1995 году. А в феврале оно закрыло торговое представительство своей страны в России. Тем временем товарооборот России и Казахстана по итогам 2022 года составил 26 млрд долларов, увеличившись за год на 2 млрд.
Немаловажным политическим и экономическим фактором для стран Центральной Азии является Китай. Блинкен в своих публичных заявлениях обошел китайскую тему стороной, и можно предположить, что в частных беседах со своими азиатскими коллегами он также не просил сократить экономическое сотрудничество с Пекином, понимая, что это невозможно. По итогам 2022 года товарооборот Китая и пяти стран Центральной Азии вырос на 40% и составил 70 млрд долларов.
А учитывая стремительно сближающиеся внешнеполитические позиции Москвы и Пекина, можно полагать, что страны центральноазиатской пятерки не решатся пойти на тесный политический союз с США. Россию, Китай, Казахстан, Таджикистан, Киргизию и Узбекистан объединяет Шанхайская организация сотрудничества. Кроме того, Казахстан, Киргизия и Таджикистан вместе с Россией являются членами Организация Договора о коллективной безопасности. Случись в Казахстане очередные массовые беспорядки, подобные тем, что произошли в январе прошлого года, Токаев вряд ли дождется помощи от американцев.