Нынешние грузинские власти пророссийскими назвать сложно. Закон «О прозрачности иностранного влияния», который спровоцировал массовые беспорядки в нескольких грузинских городах, тоже нельзя назвать «вдохновленным Кремлем», как бы ни настаивал на этом Госдеп США. Однако Россию успели обвинить в организации протестов: мол, Москва раскачивает лодку у соседей, чтобы помешать вступлению Грузии в евроатлантическую семью. Ту, где свобода, демократия, а еще военная помощь Украине и безоговорочное присоединение к санкциям против Российской Федерации. Так что же снова случилось у грузин?
Идею заставить СМИ и НКО отчитываться об источниках финансирования подала молодая партия «Сила народа», сделавшая имя на антизападной риторике. Правящая партия, «Грузинская мечта», инициативу поддержала. Оппозиция (ее ядро составляет партия экс-президента Михаила Саакашвили «Единое национальное движение» (ЕНД)) вывела людей на улицы.
Законопроект похож на аналогичные в США и России, но в целом мягкий: штрафов за «иноагентство» не предусмотрено, нужно лишь отчитаться. В случае принятия закона стало бы понятно, кто содержит грузинские независимые СМИ и какие средства идут через всевозможные фонды. Возмущение оппозиции понять легко: она на эти гранты и существует. Куда более странной выглядит реакция Запада на попытку властей Грузии сделать собственное внутриполитическое поле чуть более прозрачным. Хотя чему удивляться? Демократия и transparency — так они для кого надо transparency.
После двух дней бурных протестов законопроект решили все же отозвать.
Но оппозиция не успокоилась. Более того, потребовала отставки властей, а толпа на площади весьма однозначно призвала атаковать Сухуми. Это заставляет задуматься: а в законе ли вообще было дело? Ведь нынешний «режим» в Грузии все эти годы усердно вел корабль грузинской государственности прямым курсом в лоно ЕС и НАТО. Правда, учитывая опыт 2008 года, старался делать это так, чтобы не особо злить русских. До поры получалось.
Субсидии, выдаваемые Западом под реформы, ставили Грузию в зависимость от Международного валютного фонда, ЕС и Всемирного банка, но грузинская экономика сильнее почему-то не становилась. После пандемии коронавируса страна отчаянно нуждалась в деньгах. Шанс поправить финансовое положение появился после 24 февраля 2022 года — благодаря отказу присоединиться к санкциям против России и благоприятному режиму для релокантов из России и их капиталов.
Спустя год рейтинговое агентство Fitch оценило успехи грузинских властей, отметив «очень высокий рост ВВП»: на 10,3% в 2022 году, а также похвалило «разумную монетарную политику правительства».
Но экономические успехи грузинскую оппозицию не радуют. В нынешних протестах сошлись два фактора: основной — стремление Запада указать правительству Грузии на необходимость усилить давление на Россию и косвенный — желание оппозиции воспользоваться ситуацией с прицелом на парламентские выборы в 2024 году, чтобы выбить у политических оппонентов главный козырь: рост грузинской экономики.
Скорее всего, «Мечта» поймет намек держаться подальше от русских берегов и скорректирует политику. Нынешняя власть вряд ли втянет свою страну в открытый конфликт с Россией, как того хотели бы на Западе и оппозиция в самой Грузии, однако о небывалом росте ВВП придется забыть. Что, в свою очередь, снизит пока что неплохие рейтинги правящей партии (25% против 6% у оппозиционного ЕНД) и укрепит мнение рядовых грузин о том, что ни одна из нынешних партий не представляет интересы народа (так думает 61% опрошенных).
Последствия — как минимум очередной кризис власти (впрочем, Грузии не привыкать). Как максимум — очередной «цветной» переворот и все, чем нас пугают паникеры, вплоть до открытия «второго фронта» против России. В нынешние времена ничего нельзя исключать.