На прошлой неделе Турция приостановила экспортные и транзитные поставки части предназначенных для России грузов. Логисты забили тревогу 7 и 8 марта, когда турецкая таможня прекратила оформление экспортных и транзитных деклараций для идущих в нашу страну товаров. Таможенники Турецкой Республики заблокировали на складах предназначенные для российских клиентов отгрузки, если они следуют из стран, которые ввели санкции против России. Под баном также оказались поставки товаров, имеющие коды товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, попадающие в санкционные списки.
Проблему «Эксперту» подтвердили несколько источников на логистическом рынке. «Наша компания, как и весь транспортный сектор, столкнулась с проблемой транзита через Турцию, — сообщил Санджар Ашуралиев, генеральный директор транспортной компании Delko. — Пока полноценно оценить ситуацию сложно, нужно посмотреть на развитие событий хотя бы несколько дней».
Наблюдатели и участники рынка связывают ситуацию с явно усиливающимся американским давлением. В частности, накануне с официальным визитом в Анкаре побывал замглавы минфина Соединенных Штатов Брайан Нельсон, который откровенно угрожал имеющим дело с Россией турецким компаниям тем, что на них может обрушиться карающая сила американского государства. Одновременно консолидированный Запад напоминает турецкому руководству о том, что сама Турция, хотя официально и не присоединилась к антироссийским санкциям, еще с 1995 года находится в таможенном союзе с ЕС и формально должна соблюдать действующие европейские нормы трансграничной торговли. «По нашей информации, ситуация связана с членством Турции в Таможенном союзе с ЕС, — подтверждает эту версию Алеся Литвиненко, руководитель сектора закупок западного направления компании Stalogistic. — Поэтому де-факто оформление грузов происходит в европейской таможенной системе, в которой действует запрет на экспорт в Российскую Федерацию санкционных грузов как европейского, так и американского происхождения. Однако де-юре Турция не вводила санкции против нашей страны. И, полагаем, официальных уведомлений от правительства Турции ожидать не стоит, так как это подтвердит ее роль в транзите санкционных товаров в Россию».
В годовщину начала СВО и после принятия приуроченного к этой дате нового пакета санкций США явно усилили давление на третьи страны, требуя поддержать санкционный нажим на Россию, который не оказывает ожидаемого американцами разрушительного влияния на нашу экономику. В последних числах января во время турне по Центральной Азии Анкару посетил госсекретарь США Энтони Блинкен, выразивший недовольство стремительно растущим товарооборотом между Турцией и Россией. В частности, согласно данным Федеральной таможенной службы РФ, по итогам 2022 года он вырос на 84% и достиг 60 млрд долларов. Турецкие власти до последнего времени пытались сопротивляться, публично объясняя возросшие показатели роста товарооборота с Россией, в частности, растущими ценами на энергоносители, которые Турция продолжает закупать у нас. Однако американцы утверждают, что через турецкую территорию идет большой поток санкционных товаров. Например, речь идет о значимых поставках бытовой электроники, а также чипов, которые десятки небольших турецких компаний через фирмы-однодневки нелегально переправляют российским клиентам. Недавно большое расследование на эту тему провело международное информационное агентство Reuters; по его данным, экспорт только полупроводников из Турции в Российскую Федерацию за год вырос более чем в 40 раз: с 79 тыс. долларов в 2021 году до 3,2 млн в 2022-м.
Как будет развиваться ситуация, предсказать сложно, немного успокоить может лишь то, что полностью грузооборот между странами пока не остановлен. «Грузы турецкого происхождения, а также грузы, не подпадающие под ограничения, не блокируются и по-прежнему пропускаются таможней», — рассказывает Иван Головко, руководитель направления международных автоперевозок компании Noytech Supply Chain Solutions. Кроме того, вечером в пятницу СМИ сообщили, что таможенная служба Турции объяснила сбой техническими неполадками и обязалась 13 марта все восстановить.
Но если Турция на политическом уровне готова резко изменить курс на поддержку антироссийской блокады и действия турецкой таможни не являются разовой показательной акцией, реверансом в сторону своего заокеанского партнера, то закрытие турецкого маршрута станет болезненным ударом для российской логистической индустрии. Ее игрокам опять придется искать обходные пути, которые при таком сценарии будут смещаться дальше на восток. «Если говорить о возможных альтернативах цепочкам поставок с использованием турецкого хаба, то ими могли бы стать маршруты с транзитом в ОАЭ и далее через Иран, — продолжает Иван Головко. — Возможен также заезд в некоторые страны СНГ, при этом, естественно, увеличатся и сроки, и стоимость транспортировки».