Францию сотрясают крупнейшие за последние годы забастовки, демонстрации протеста и массовые беспорядки. На улицы вышли около трех миллионов человек, часть из них вступает в стычки с полицией и поджигает все подряд: от лежащих на улицах Парижа гор мусора, скопившегося из-за забастовки коммунальных служащих, и автомобилей до мэрии в городе Бордо. Демонстранты перекрывают автомобильные дороги, блокируют работу аэропортов и железнодорожных вокзалов. Счет пострадавших полицейских приближается к полутысяче, но стражам порядка удалось взять в плен столько же самых буйных демонстрантов. Король Великобритании Карл III, собиравшийся посетить Францию, перенес поездку, дабы не попасть под горячую руку революционно настроенным трудящимся.
Причиной негодования нескольких миллионов французов стало давно ожидаемое и практически неизбежное событие: президент Франции Эммануэль Макрон провел давно обещанное повышение пенсионного возраста с 62 до 64 лет. Пенсионной реформой недовольна бóльшая часть населения страны: по опросам общественного мнения, около 80% граждан выступают против, а рейтинг Макрона рухнул до 28%. Оппозиция обвиняет Макрона в нарушении принципов демократии, попрании норм закона и в высокомерии.
Действительно, Макрон принял закон в обход парламента, но французское законодательство дает президенту такое право, хотя при этом парламентарии получают право отправить правительство в отставку. Парламентская партия «Национальное объединение» во главе с лидером фракции Марин Ле Пен внесла на голосование проект резолюции о недоверии правительству, но при необходимых 287 голосах инициативу поддержали лишь 278 народных избранников. Парламентские выборы во Франции состоялись в июне прошлого года, на них «Национальное объединение» получило 15,4% голосов избирателей, а блок, куда входила партия Макрона, — 42,4%. Так что если французам не нравится парламент, пенять они могут только на себя. А менее года назад в стране прошли президентские выборы, на которых Макрон (давно заявлявший о необходимости повысить пенсионный возраст) набрал во втором туре без малого 59% голосов избирателей, а Ле Пен (не собиравшаяся проводить реформу) — 41%. Во Франции не прямая форма демократии, а представительская, то есть победившие на выборах политики имеют полное право как угодно притеснять своего наивного избирателя вплоть до следующих выборов.
Справедливости ради следует отметить, что средняя продолжительность жизни во Франции составляет более 81 года, то есть французов не заставляют трудиться до гробовой доски. А если оглянуться на ближайшего соседа Франции Германию, где пенсионный возраст увеличат до 67 лет, становится очевидным, что французы даже после реформы будут выходить на пенсию относительно рано. Кроме того, реформа растянута во времени: пенсионный возраст предлагается повышать ежегодно на три месяца, и в 64 года французы начнут выходить на пенсию только в 2030 году.
Однако французы пришли в бешенство, и Макрон (подобно своему избирателю) может винить в этом исключительно себя. Продвигая реформу, французские власти делали все правильно, объясняя людям, что они живут слишком долго, а размножаются крайне неохотно, из-за чего в бюджете растет дыра, которую нечем закрыть. В текущем году пенсионному фонду недостает около 10 млрд евро, а к 2030-му будет не хватать порядка 13,5 млрд. Но именно в этот момент Макрон взял и объявил об увеличении военного бюджета Франции с 2024 года по 2030-й с 295 до 400 млрд евро, что сопоставимо с суммой, которую «негде взять». В итоге поведение Макрона действительно можно назвать высокомерным или сказать, что он совершил грубейшую политтехнологическую ошибку, не разведя во времени пенсионную реформу и увеличение военных расходов. А можно употреблять и другие, менее приличные, выражения, чем сейчас и заняты разъяренные французы, громящие и без того не очень-то здоровую экономику страны. А излишне высокомерному Макрону стоит помнить, что массовые беспорядки во Франции поставили крест на президенстве куда более великого политика и национального героя страны — Шарля де Голля.