Конкуренция разгоняет поезда

«Иволга 3.0» вышла на Московский диаметр
Читать на monocle.ru

На маршрут Нахабино — Подольск Московского центрального диаметра вышел первый электропоезд ЭГЭ2Тв «Иволга 3.0» — последняя версия российского электропоезда нового поколения, созданная как отечественная альтернатива российско-немецким «Ласточкам».

Последние, выпускаемые концерном «Синара — транспортные машины» на заводе в Верхней Пышме, изначально не устраивали РЖД и московский департамент транспорта своей дороговизной, но были «приняты на вооружение» за безальтернативностью на тот момент. Привычные же многим электропоезда Демиховского завода давно морально устарели (их корни ведут в 1950-е, к электричкам Рижского завода), а потому категорически не устраивают эксплуатантов и пассажиров, особенно в ближнем сообщении, низкой динамикой разгона и торможения, неудовлетворительной плавностью хода, а также тамбурной компоновкой вагонов, увеличивающей время входа-выхода на остановках. Поэтому десять лет назад на Тверском вагоностроительном заводе, входящем в Трансмашхолдинг, началась разработка полностью нового электропоезда для линий постоянного тока (напряжением 3 кВ) городского, пригородного и межрегионального сообщения. Принципиально аналогичного «Ласточке», но на отечественных компонентах, включая асинхронные электромоторы: двигатели данного типа до того использовались на электропоездах отечественной разработки только в опытном порядке. Дизайн же первой версии поезда был заказан известному испанскому бюро Integral Design and Development за неимением (на тот момент)  у Трансмашхолдинга собственных компетенций в создании внешнего облика и интерьеров современного уровня.

Новейшая версия поезда («Иволга 3.0») отличается от предшественниц увеличенной максимальной скоростью (со 120 до 160 км/ч — как у «Ласточки», к слову) и переработанным салоном. Новые кресла и подоконники, увеличено число разъемов для зарядки, а для электровелосипедов и электросамокатов предусмотрены в головных вагонах специальные разъемы для зарядки. Кроме того, выросло число сидячих мест: в 11-вагонном исполнении до 718 — на 50 больше, чем у «Иволги 2.0».

Впрочем, это не означает, что «Иволга» обогнала «Ласточку» в конкурентной борьбе, где один из критериев — уровень локализации. «Синара — транспортные машины» продолжает осуществлять импортозамещение «Ласточки». Как версий под линии постоянного тока, так и двухсистемных (под постоянный ток 3 кВ и переменный 25 кВ). Ожидается, что уже во второй половине этого года будет достигнут уровень локализации 99%, включая асинхронные электродвигатели отечественного производства. А в августе компания представит макет поезда «Восток». Это не только импортозамещенная, но и глубоко модифицированная, включая экстерьер, версия «Ласточки». Так, в семействе «Востоков» предусмотрена версия с автономным ходом, позволяющим проезжать на аккумуляторах неэлектрифицированные участки пути длиной до 120 км.

По словам руководителя дептранса Москвы Максима Ликсутова, в нынешнем году в Московский транспортный узел поступит больше 600 вагонов пригородных поездов. В этом случае доля обновленных железнодорожных составов в регионе достигнет 71%. Это существенно: на многих направлениях даже столичного региона до сих пор ходят электрички устаревшего образца. Комфорт в них фактически остался на уровне середины прошлого века, а давка на входе-выходе в час пик — «спасибо» тамбурной системе — доставляет особые неудобства и тормозит движение. Все это несовместимо с концепцией строительства агломераций из связанных с центром «15-минутных» городов, где вся инфраструктура находится в 15-минутной доступности от дома, но немалая часть жителей которых тем не менее вынуждена добираться на работу в центр. А учитывая недоразвитую дорожную сеть в таких агломерациях, очевидно, что пригородное и внутригородское железнодорожное сообщение становится основой их транспортной системы.

Тем временем «Иволги» намечается и экспортировать: в 2024 году начнутся поставки в Аргентину 70 восьмивагонных поездов в версии под колею 1676 мм. Ожидается, что будет подписан контракт на поставку в Индию 120 поездов общей стоимостью более 1,7 млрд долларов. Официально индийская сторона пока сообщила, что Трансмашхолдинг выиграл конкурс на поставку 16-вагонных поездов Vande Bharat Express индийской разработки, собранных на индийских же предприятиях. Но возможно расширение контракта на поставку еще 80 аналогичных поездов. Таким образом, в случае подписания контракт станет крупнейшей в истории железнодорожного транспорта России экспортной сделкой.