В ночь на прошлую среду, во время священного для мусульман месяца Рамадан, израильские военизированные подразделения ворвались в мечеть Аль-Акса, расположенную на Храмовой горе, и задержали находящихся там верующих. В следующую ночь ситуация повторилась. Оба штурма проходили в максимально жесткой форме: против прихожан применяли слезоточивый газ и резиновые пули, а лежащих на полу силовики подолгу избивали резиновыми дубинками, задержав затем около 350 человек.
По официальной версии, силовики хотели обеспечить безопасность верующих и предотвратить беспорядки. А поводом для штурма стали закрытые двери мечети, глядя на которые вооруженные до зубов израильские силовики сразу почувствовали недоброе.
Для мусульман мечеть Аль-Акса — третья по значимости святыня после мечети Аль-Харам в Мекке и мечети пророка Мухаммада в Медине. Если первый штурм, сопровождавшийся избиением верующих, можно было списать на случайность, то повторный налет не оставлял сомнений: мусульманам сознательно нанесено тяжелейшее оскорбление. Ответ не заставил себя ждать: на территории Израиля начались нападения палестинцев на израильтян, а с территории Ливана по Израилю было выпущено около 30 ракет, часть которых сбить не удалось. В ответ на обстрелы с территории Ливана израильская армия нанесла удары и по Ливану, и по сектору Газа. В итоге ракеты полетели в сторону Израиля и из сектора Газа, бóльшая часть из них была перехвачена ПВО.
Неделей ранее премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху попал в трудное, если не безвыходное, политическое положение. Его желание ограничить полномочия Верховного суда страны столкнулось с противодействием оппозиции, три месяца проводившей митинги протеста и забастовки. Затем во внутриполитический конфликт вмешались США, прямо заявив о необходимости приостановить судебную реформу. Ослушаться Вашингтон Нетаньяху не решился, но и отступить от своих планов он не может. Создавая коалиционное правительство с участием ультраортодоксальных партий, Нетаньяху принял на себя ряд обязательств, которые, видимо, невозможно выполнить, не урезав полномочия Верховного суда. Ортодоксы явно рассчитывают поправить излишне светский характер государственного устройства, а помешать им в этом может только высшая судебная инстанция. Отказ от проведения судебной реформы грозит развалом правительства, что оставит Нетаньяху не у дел. Кроме того, он заинтересован в ослаблении роли Верховного суда по личным причинам: суд над ним по обвинению в коррупции еще не закончен.
Обмен ракетными ударами и теракты внутри страны ломают прежнюю внутриполитическую ситуацию, отодвигая политический кризис на второй план, делая невозможными выступления оппозиции или развал коалиции, поскольку стране в такое сложное время необходимо сильное правительство, способное справиться с внешними и внутренними вызовами.