Реестр воинского учета и новые правила вручения повесток упорядочат и систематизируют систему воинского учета в России. Однако в стремлении к цифровому контролю законодатели допустили юридические лакуны, которые не учитывают права призывников
Одиннадцатого апреля Госдума сразу во втором и третьем чтениях приняла закон, который вводит понятие электронных повесток, устанавливает новые ограничения для вынужденных и сознательных уклонистов, а также закрепляет правовые основы для создания единого реестра воинского учета.
Закон утвердил Совет Федерации и подписал президент России.
После организационных проблем с осенней мобилизацией в ноябре 2022 года Владимир Путин поручил Минцифры и Федеральной налоговой службе при участии Минобороны сформировать государственный информационный ресурс «с данными, необходимыми для актуализации документов воинского учета» до 1 апреля 2024 года.
Он «формируется в отношении граждан, состоящих на воинском учете <...>, а также не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете и не пребывающих в запасе», — уточняется в документе.
Минобороны и ФНС было поручено идентифицировать граждан, данные которых нужны для формирования ресурса.
К указу приложен перечень необходимых сведений, которые будут внесены в базу. Это данные о регистрации, состоянии здоровья, наличии права на отсрочку от призыва по мобилизации, а также о принадлежащих гражданам транспортных средствах и недвижимости, водительском удостоверении при наличии, номерах телефонов, зарегистрированных на военнообязанного.
Кроме того, профильные федеральные ведомства и органы власти субъектов федерации должны сообщить о людях с «профильными специальностями» (например, в медицине или радиотехнике), которые обучаются на очном отделении вузов и колледжей, имеют спортивные разряды и звания, отбывают наказание или являются депутатами.
Учебные заведения и работодатели будут обязаны предоставлять имеющиеся у них данные через «Госуслуги». Остальные сведения будут вноситься из других государственных информационных систем — такие есть у налоговой, МВД, Росреестра, Социального фонда и других органов власти.
Руководство регионов, Минобороны и Минцифры должны были еще до 30 декабря 2022 года обеспечить преобразование необходимых сведений в цифровую форму. Оператором реестра будет Минобороны.
В реестре будут также учитываться сведения о направляемых и полученных повестках, о явке или неявке по ним граждан, об обжаловании гражданами применяемых к ним ограничений и результатах рассмотрения жалоб.
Сам реестр военнообязанных можно будет запустить в полном объеме не раньше очередного осеннего призыва на срочную службу, заявил глава Минцифры Максут Шадаев. По его словам, в ходе частичной мобилизации «многие смогли на себе ощутить несовершенство системы воинского учета и призыва». В частности, он отметил проблемы с отсрочками для сотрудников IT-компаний, «когда в военкоматах их почему-то не находили в списках, а сами списки спускались мучительно долго (всем нам так точно казалось)». Некоторых граждан, имеющих право на отсрочку, пришлось возвращать уже из воинских частей.
Разработка реестра не связана с новой волной мобилизации. «Наоборот, насколько мне известно, сейчас ставка сделана на привлечение к службе контрактников на добровольных началах. Многие регионы уже начали активно рекламировать возможность поступления на военную службу по контракту», — отметил Максут Шадаев.
По его словам, благодаря реестру гражданин сможет на «Госуслугах» проверить, в каком военкомате он стоит на учете, и уточнить данные: «Если вдруг есть неточности, он всегда сможет прямо через портал подать заявление на исправление ошибок. Само уведомление о том, что выписана повестка, также придет в личный кабинет на “Госуслугах” — если только пользователь сам не отключит эту функцию», — объяснил он.
Гражданин обязан исполнить свой долг вне зависимости от того, пользуется он интернетом и «Госуслугами» или нет. «Теперь это не имеет значения, потому что создается единый реестр повесток», — говорит юрист
Собственно, основная часть законодательных новаций и посвящена вручению повесток. Теперь к прежним способам — лично или через работодателя — добавляется отправка заказным письмом и через портал «Госуслуги».
При этом каналы доставки будут дублироваться. Юридическая сила у повесток, переданных призывнику разными способами, одинаковая. Бумажная повестка считается врученной под расписку в день доставки. А электронная — с того времени, когда она оказалась в личном кабинете военнообязанного на «Госуслугах».
Военкоматы могут направлять повестки в организации в письменной и/или электронной форме. В законе оговорены обязанности руководителей организации: они должны оповещать сотрудников о поступивших повестках; передавать сведения, необходимые для ведения воинского учета (в том числе через «Госуслуги»), в течение пяти дней со дня изменения данных о сотруднике; направлять в военкоматы данные о гражданах, обязанных состоять на воинском учете, но не состоящих на нем, в течение трех рабочих дней.
Принципиальный момент следующий: «В случае если повестка не считается врученной одним из [указанных] способов, <...> повестка считается врученной по истечении семи дней с даты ее размещения в Реестре повесток», — уточняется в законе. Кроме того, повестка будет считаться врученной и в том случае, если гражданин откажется ее получать.
Дальше возникает интересный нюанс. Как быть, если у человека нет профиля на «Госуслугах» или он туда не зашел, а также не получил дублирующие бумажные повестки (например, не проживая по месту регистрации и не работая)?
Все равно вступают в силу ограничительные меры.
В течение суток со времени, когда повестка будет считаться врученной, в реестре формируется предупреждение призывнику о возможных ограничениях и направляется через «Госуслуги». Они вступят в силу, если не явиться в военкомат в течение 20 дней со дня, указанного в повестке.
Ограничения снимаются после явки в военкомат или подтверждения неявки по уважительным причинам.
В числе возможных ограничений запрет на выезд из страны; запрет на регистрацию в качестве ИП, а также в качестве самозанятого; приостановка государственной регистрации недвижимости; ограничение на управление транспортом, запрет на регистрацию транспорта; отказ в получении кредитов, займов.
Региональные власти по своему усмотрению могут устанавливать дополнительные рестрикции, «направленные на обеспечение явки по повестке военного комиссариата», такие как ограничение на получение выплат, льгот, мер поддержки и других преференций.
Военный юрист Владимир Тригнин сравнивает ограничения для уклонистов от повесток с состоянием должника: «Эти меры вводятся по аналогии с запретом на выезд для должников. Теперь такими полномочиями будут обладать не только, скажем, судебные приставы, но и военный комиссар на основании электронной подписи».
«До настоящего времени воинская обязанность была добровольно-принудительной, это выражалось в том, что, если гражданин не получил повестку, никакой ответственности не наступало, — напоминает Тригнин. — Данный закон делает призыв по-настоящему обязательным и вводит фактически невозможность уклонения от получения повестки».
Гражданин обязан исполнить свой долг вне зависимости от того, пользуется он интернетом и «Госуслугами» или нет. «Теперь это не имеет значения, потому что создается единый реестр повесток», — говорит юрист.
Возможно, в перспективе уклонистам будет грозить и другая ответственность помимо административной и «обеспечительных мер». «Покажет время и практика», — считает Тригнин, предполагая, что могут быть внесены изменения в постановлениях президиума Верховного суда РФ о практике уголовных дел за уклонение от призыва на военную службу. «Сейчас там про электронные оповещения и письма ничего не указано, тем не менее изменения, скорее всего, будут».
Есть вопросы к процедуре обжалования решений военных комиссариатов. Теперь для того, чтобы решение военкомата было приостановлено, гражданам потребуется отдельно просить суд приостановить решение призывной комиссии ― и, как следствие, действие ограничительных мер.
«Это затрудняет доступ к правосудию, здесь я вижу противоречие с Конституцией, — говорит Владимир Тригнин. — Гражданин не обязан быть юридически грамотным и не всегда может оперативно заявить суду о мерах предварительной защиты. Ограничения, правда, накладываются в соответствии с конституционными обязанностями, но необходимо также ввести механизм, который может приостановить выполнение распоряжения, поскольку у гражданина может быть уважительная причина для этого».
Ограничения начинают работать, даже если у человека не было физической возможности получить повестку. Либо если он болен и не годится для службы, а военкомат об этом не знает, но оформил призыв
Постановка на воинский учет, снятие с учета и внесение изменений в документы военнообязанного могут осуществляться без личной явки гражданина в комиссариат. Дистанционно может осуществляться и зачисление в запас при наличии у комиссариатов достаточных оснований.
Для прохождения медкомиссии и профессионального отбора нужно будет приходить в военкомат лично.
Еще одно нововведение в законодательстве — необходимость самостоятельно явиться в военный комиссариат, если у человека нет оснований для отсрочки или освобождения от военной службы, а в прошлый призыв повестка по каким-то причинам не пришла.
«Новая система ориентирована на человека и сводит к минимуму возможности ошибок, [а также] необходимость общения военнообязанного с военным комиссариатом», — подвел итог председатель комитета Госдумы по обороне Андрей Картаполов.
В то же время есть масса вопросов, на которые не были даны ответы в ходе стремительного принятия закона. Не у всех граждан есть интернет и соответствующие технические средства. Не у всех есть «Госуслуги» либо привычка ими пользоваться. Существуют десятки жизненных ситуаций, в которых люди поневоле превратятся в уклонистов со всеми вытекающими.
При этом ограничения начинают работать, даже если у человека не было физической возможности получить повестку. Либо если он болен и не годится для службы, а военкомат об этом не знает, но оформил призыв.
«“Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства”, — написано в Конституции. Поэтому ограничивать право гражданина на оспаривание ограничительных мер, которые в отношении гражданина могут быть заложены по ошибке, ввиду уважительных причин нельзя», — отмечает Владимир Тригнин.
Стоит также отметить, что в законе не прописана ответственность кого бы то ни было во всех поименованных в законе структурах за ошибки, сбои, утечку данных.