Немецкая корпорация Bosch продала ряд своих активов в Энгельсе (Саратовская область) московскому многопрофильному холдингу S8 Capital Армена Саркисяна, самый известный доселе актив которого — оператор лотереи «Столото».
В периметре прошедшей сделки — завод по производству свечей зажигания. Контрольный пакет завода в Энгельсе, выпускающего свечи зажигания с 1960 года, был куплен немецкой компанией в 1997-м, а спустя 11 лет предприятие стало стопроцентной немецкой собственностью и основным производителем «бошевских» свечей в Европе. Модернизированное, в том числе за счет бывших в употреблении линий с головного немецкого завода, оборудование позволило кардинально поднять качество продукции. Теперь не требовалось обязательно проверять каждую свечу на стенде и дорабатывать ее в прямом смысле напильником для выправления зазоров и ликвидации заусенцев. Хотя, как показывают независимые тесты, качество все равно далеко от обеспечиваемого лидерами, в том числе по разбросу параметров и ресурсу. В то же время свечи марки ЭЗ («Энгельс Зажигание») остались конкурентоспособными по цене с другими свечами «народного» (читай: низкокачественного) сегмента из Восточной Европы, например производства чешского Brisk (в советское время Pal), включая собиравшиеся в Калининграде.
Свечи же под маркой Bosch, выпускавшиеся до последнего времени в Энгельсе, собирали с использованием компонентов из Германии и Австрии (сырья для изоляторов, проката для корпусов и центральных электродов), и они конкурировали по качеству с лидерами рынка: NGK и Denso — за вычетом высокотехнологичных свечей последних поколений. Последние не производили в Энгельсе, а привозили из Германии. Увы, все топ-бренды, включая сам Bosch, покинули наш рынок, породив дефицит качественных свечей зажигания. Удастся ли занять их место Энгельсу?
В любом случае завод без сбыта не останется, хотя о 50-миллионном выпуске, как еще недавно, речи не идет: более половины приходилось на экспорт, а он теперь закрыт вместе с правами на бренд Bosch. Свечи из Энгельса продолжают поступать на конвейеры большинства отечественных автозаводов, а главное, «народные» свечи под маркой ЭЗ Standard автовладельцы и сервисные компании будут, и справедливо, предпочитать китайским аналогам без имени и репутации. Конкуренции же с европейскими аналогами можно не опасаться вовсе: они под эмбарго согласно десятому пакету санкций Евросоюза, а потому их ввозят «параллельными» путями, что уже резко увеличило процент подделок на рынке. В связи с этим, по словам продавцов запчастей, наметился частичный отток покупателей из «верхнего» сегмента к относительно низкокачественным и малоресурсным, зато реже подделываемым свечам ЭЗ. Так что новое приобретение S8 Capital можно назвать удачным.
В свою очередь, автомобильная общественность робко надеется, что использование свечей зажигания из Энгельса не превратится в лотерею, как это было в «добошевские» времена.
Помимо завода свечей зажигания Bosch продал S8 два других своих актива в Энгельсе: завод ручного электроинструмента и производство отопительных котлов. Последнее выпускает промышленные и бытовые газовые котлы для отопления и снабжения горячей водой под марками Bosch и Buderus. Сумма сделки не раскрывается.
По сообщению пресс-службы нового владельца, «S8 Capital возобновит работу предприятий и продолжит инвестировать в их развитие. Команда, технологии и специализации производственных площадок будут полностью сохранены. Весь штат, около тысячи сотрудников, продолжит трудиться на своих местах. В течение шести месяцев с момента завершения сделки предприятия в Энгельсе ждет ребрендинг, при этом качество выпускаемой продукции продолжит соответствовать высочайшим международным стандартам».
Заводы в Энгельсе не первый промышленный актив S8. Так, в июле 2022 года он приобрел активы Otis Elevator Company, мирового лидера в производстве вертикального транспорта, и в настоящее время на заводе в Санкт-Петербурге продолжается выпуск лифтов под маркой Meteor Lift. По неофициальным данным, в ближайшее время список активов S8 пополнит завод автомобильных шин в Калуге, пока что принадлежащий немецкой Continental.