Москва и Мосбиржа тестируют выпуск облигаций на платформе «Финуслуги». Эти облигации имеют преимущество перед депозитом, но их обособленность от обычного биржевого рынка может отпугнуть инвесторов
Столица в конце мая выпустит на «Финуслугах», маркетплейсе финансовых инструментов от Московской биржи, «зеленые» облигации для привлечения инвестиций в экопроекты. Конкретнее — деньги от размещения направят на замену дизельных автобусов на электробусы для сокращения выбросов. Объем размещения составит скромные два миллиарда рублей, срок обращения — два года. Купонный доход будет выплачиваться раз в квартал.
Какова будет процентная ставка, решат непосредственно перед началом размещения. Пока что на маркетплейсе в разделе «Народные облигации» московские «зеленые» — единственное предложение, указано, что ставка будет от 8% годовых. Однако даже среди депозитов можно найти более высокий процент. Да, согласно данным ЦБ, в крупных банках можно рассчитывать максимум на 7,6% по депозиту на год, но в более мелких банках или по спецпредложениям порой предлагают 8,5% и даже больше (до 9,5‒10% при удачном раскладе). При этом конкурировать новым «зеленым» московским облигациям придется именно с депозитами — по сравнению с другими облигациями они не очень привлекательны.
Похоже, первостепенная цель и Москвы как эмитента, и Мосбиржи как владельца платформы — создание прецедента в виде размещения облигаций на «Финуслугах» с рекламной поддержкой со стороны столицы
Новация свежего «зеленого» выпуска в том, что размещение целиком пройдет на финансовой платформе Московской биржи «Финуслуги». На платформе более одного миллиона уникальных клиентов, при этом каждый четвертый пользователь оформил более одного продукта. «В зоне охвата “Финуслуг” все регионы России, как крупные города, так и населенные пункты от пяти тысяч человек», — рассказал Игорь Алутин, управляющий директор проекта «Финуслуги» Московской биржи.
«Финуслуги» — отдельная платформа, изолированная от основного биржевого рынка Мосбиржи. Для того чтобы инвестировать на ней, брокерский счет не нужен — необходимо завести личный кабинет и перечислить на него деньги. Продажа облигаций, купленных на «Финуслугах», происходит здесь же, на платформе. Продать облигации эмитенту (предъявить к выкупу) можно в любой день. Средства от продажи поступят на кошелек на «Финуслугах» на следующий рабочий день, а вывести деньги с кошелька «Финуслуг» можно без комиссий и лимитов по реквизитам на счет в любом банке.
Цена продажи облигаций складывается из цены их приобретения и суммы накопленного купонного дохода на день исполнения сделки по продаже. Иначе говоря, клиент вообще ничем не рискует: продажа облигаций происходит без потери накопленных процентов и с возвратом всех вложенных средств. Рыночных колебаний цены, как на обычном долговом рынке, тут нет. Облигация, купленная через «Финуслуги», практически ничем не отличается от депозита — только еще дает возможность вывести деньги досрочно, не потеряв процентный доход.
«Для массового инвестора эти облигации, скорее, альтернатива депозитам: очевидно низкий кредитный риск. С другими инструментами облигации конкурировать не будут. “Зеленые” облигации — хороший вариант для диверсификации портфеля», — подчеркивает Павел Самиев, генеральный директор аналитического центра «БизнесДром».
«Так как облигации не обращаются на бирже и их можно в любой момент продать по цене покупки, это освобождает от риска негативной переоценки, но и ограничивает потенциальный рост номинала (цены облигации. — “Эксперт”) в период снижения ключевой ставки», — подчеркивает Евгений Калянов, эксперт по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций».
«Зеленые» облигации действительно имеют ряд очень важных преимуществ перед депозитами и обычными биржевыми облигациями: надежный эмитент, минимальные риски, гарантированная доходность. Однако объективно оценить их привлекательность в моменте невозможно в связи с отсутствием ориентиров по ставкам, считает Ольга Мещерякова, генеральный директор «Перамо Инвест». «Очевидно, что для широких слоев населения депозит остается более понятным и простым в исполнении инструментом. Инвестиции же в новый продукт сопряжены с рядом технических, не всем доступных моментов (регистрация на платформе, подключение кошельков и так далее) и необходимостью преодоления социальных стереотипов (низкая финансовая грамотность и недоверие к новому). В связи с этим успех “зеленых” облигаций будет прямо пропорционален предлагаемым ставкам доходности», — отмечает Мещерякова.
«Зеленые» облигации Москвы не могут не напоминать так называемые народные ОФЗ, которые в 2017 году продавались через Сбер и ВТБ. Народные ОФЗ быстро перестали пользоваться спросом. «Целью выпуска ОФЗ-н изначально было не столько привлечение средств, сколько повышение финансовой грамотности населения и повышение интереса к фондовому рынку. Но именно поэтому условия их выпуска и обращения не были интересны для реальных инвесторов: приобретение ОФЗ-н было возможно только в ограниченном числе отделений банков-агентов; при покупке и продаже взимались комиссионные агента (от 0,5 до 1,5 процента), что многократно превышает комиссию брокера и существенно снижает доходность инвестиций; при предъявлении облигаций к погашению в течение первого года номинал выплачивался без процентов, то есть, учитывая комиссии, конечный результат инвестиций мог быть и отрицательным», — напоминает Ольга Мещерякова.
Неудивительно, что ОФЗ-н не пользовались спросом: пикового объема в обращении 64,22 млрд рублей ОФЗ-н достигли в конце 2019 года. «По состоянию на конец 2022-го их объем уже сократился до 22,15 миллиарда рублей, что составляет всего около одной десятой процента от внутреннего размера госдолга РФ. В марте 2022 года размещение этого вида облигаций было приостановлено, а затем Министерство финансов заявило, что возобновление народных ОФЗ не планируется», — напоминает Евгений Калянов.
Похоже, организаторы текущего выпуска проанализировали и учли опыт народных облигаций. При размещении облигаций на «Финуслугах» отменены всевозможные комиссии (за приобретение, хранение, продажу), пересмотрена периодичность выплат купонного дохода (ежеквартально против полугодовых выплат), добавлена возможность свободного выхода из актива без потери процентов и суммы инвестирования.
Инвесторам со стажем, как считают эксперты, новый инструмент вряд ли будет интересен. «Ограниченность маркетплейса пока одним выпуском не привлечет крупных игроков долгового рынка, хотя выпуск Москвы и может быть интересен частным инвесторам. Но учитывая, что прогнозная доходность не сильно выше ставок по депозитам, большого спроса не стоит ожидать», — говорит Евгений Калянов и добавляет, что для высокого спроса нужна высокая доходность, как минимум это должна быть двузначная цифра.
«Опытные инвесторы вряд ли заинтересуются инструментом», — соглашается Ольга Мещерякова. Она напоминает: на данный момент фондовый рынок предлагает достаточное количество бумаг с тем же уровнем надежности, но с более высокой доходностью, начиная с выпусков ОФЗ с 7,5‒8% годовых до облигаций корпоративных эмитентов с порой двузначной доходностью («Газпром капитал», Сбербанк, «Самолет», МТС, «Ростелеком», Почта России). Существуют также муниципальные облигации, у которых ставки тоже выше. Например, Ульяновская область предлагает доходность 9,50‒10,22%. Та же Москва выпускает муниципальные облигации со ставкой 9,73%.
Нельзя забывать и о налогах: с купонных платежей инвесторы платят НДФЛ (исключение — ОФЗ). Таким образом, оценивая потенциальную доходность облигаций, ее надо уменьшать на 13%. Это может компенсироваться налоговым вычетом по индивидуальному инвестиционному счету — но это не вариант личного кошелька на «Финуслугах».
Если бы «зеленый» статус давал какие-либо дополнительные льготы по налогообложению, как в других странах, интерес к этому инструменту мог бы быть выше, считает Мещерякова.
«Фактор “зелености”, конечно, может сыграть положительную роль, но не такую сильную, как на других рынках. Потому что у нас этому особого значения не придается: инвесторы, при прочих равных, не очень хотят “зеленые” бумаги», — подтверждает Павел Самиев.
Кроме того, демотивировать инвесторов может необходимость открывать личный кабинет на маркетплейсе — это скорее помешает, чем поможет. «Финуслуги» напрямую не связаны с биржей, а новые облигации не окажутся на привычном многим брокерском счете в составе портфеля. Соответственно, инвестору может быть непонятно, зачем ему идти на «Финуслуги» и открывать еще один кошелек, если у него уже есть брокерский счет в приложении (и, как правило, даже не один).
Но, похоже, первостепенная цель участников размещения — и Москвы как эмитента, и Мосбиржи как владельца платформы — создание прецедента в виде размещения облигаций на «Финуслугах» с рекламной поддержкой со стороны столицы.
Маркетплейс изначально был нацелен на создание простого и понятного инструментария для инвестора (подробнее см. «Поток валюты», «Эксперт» № 40 за 2021 год). Когда осенью 2020 года «Финуслуги» открывались, представители ЦБ, который был инициатором создания платформы, заявляли, что основная цель проекта — «предоставить гражданину доступ к широкому кругу поставщиков и продуктов из любой точки страны», а участникам финансового рынка — к клиентской базе маркетплейса. «Финуслуги» были созданы для удобства населения и для его привлечения в мир инвестиций. «Проект “Финуслуги” ставит финансовое просвещение одной из своих приоритетных задач. Для людей, которые интересуются современным финансовым рынком, покупка народных облигаций — это возможность увеличить свои сбережения и повысить свою финансовую грамотность», — говорит Алутин.
В конце 2021 года на платформе был запущен сервис купли-продажи народных облигаций субъектов РФ. Первым эмитентом, разместившимся на «Финуслугах», стала Калининградская область — ставка купона составила 9,5%, разместить удалось бумаг на 250 млн рублей. После этого было еще два размещения калининградских бумаг. На привлеченные деньги область провела рекультивацию свалок, расчистила Гагаринский пруд и восстановила часть исторического ландшафтного пространства в Черняховске.
Для мэрии Москвы 2 млрд рублей — несущественная сумма для бюджета (расходы на уровне 4,4 трлн в 2023 году), поэтому новый выпуск можно расценивать как имиджевый, для привлечения населения к экоповестке. Если бы Москва стремилась привлечь серьезные суммы, вероятно, мэрия повторила бы сценарий 2021 года, когда столица разместила «зеленые» облигации на 70 млрд рублей, которые в основном раскупили банки и пенсионные фонды. Полученные средства затем пошли на те же электробусы и строительство Большой кольцевой линии метро.
В подготовке материала принимала участие Евгения Обухова