Сводки о результатах работы российской промышленности в апреле порадовали. На этот раз и Росстат, и неправительственные аналитики, осуществляющие мониторинг интенсивности выпуска, были единодушны: отечественная индустрия быстро растет.
Согласно данным Росстата, промышленное производство выросло в апреле на 1,7% к предыдущему месяцу (при исключении влияния сезонного и календарного факторов), что составляет 22% темпов роста в годовом выражении (то есть при условии, что такие месячные темпы останутся неизменными в течение года).
Ситуацию в промышленности по просьбе «Эксперта» комментирует Владимир Бессонов, начальник отдела анализа отраслей реального сектора и внешней торговли института «Центр развития» НИУ ВШЭ.
— Какова ваша оценка промышленной динамики России в начале года?
— На протяжении трех месяцев, с февраля по апрель, наша оценка индекса промышленного производства с поправкой на календарный и сезонный факторы демонстрирует, что происходит уверенный восстановительный подъем. В отличие от коронакризиса он начался не сразу после окончания спада. На этот раз переходу к восстановлению предшествовал период продолжительностью около десяти месяцев, когда произошедший в основном по итогам апреля 2022 года спад уже прекратился, но промышленность еще не показывала сколько-нибудь отчетливых признаков восстановления.
Столь длительный период потребовался, чтобы адаптироваться к антироссийским санкциям, перестроить логистические схемы, сменить поставщиков и так далее. Сомнений в том, что и на этот раз кризисный спад сменится восстановительным подъемом, не было, но продолжительность периода адаптации, необходимой для перехода от спада к подъему, может быть оценена лишь с помощью анализа данных статистики. По итогам апреля индекс промышленного производства приблизился к своим докризисным значениям. Даже если промышленный рост в ближайшие месяцы несколько замедлится, как это обычно бывает при завершении восстановительного подъема, то по итогам 2023 года можно ожидать умеренного прироста: процента на два-три.
— Где зоны роста по отраслям, а кто отстает?
— Локомотивом начавшегося восстановления определенно являются обрабатывающие производства, где спад уже преодолен, тогда как в добыче полезных ископаемых производство с поправкой на сезонность еще в июне 2022 года в значительной мере восстановилось после кратковременного спада, но после этого вновь начало медленно снижаться.
Что касается обеспечения электрической энергией, газом и паром, а также водоснабжения, водоотведения и тому подобного, то здесь в целом наблюдается стабилизация. Впрочем, соответствующие виды деятельности производят столько, сколько требуется, и не они, в отличие от обрабатывающих и добывающих производств, определяют тенденции российской промышленности.
Почти все виды деятельности в промышленности либо продемонстрировали в последние месяцы восстановление (с поправкой на сезонность) докризисных уровней производства, либо находятся на той или иной стадии восстановительного подъема. Некоторые ведут себя как явные бенефициары: производство пищевых продуктов, производство мебели. Интенсивно растет производство компьютеров, электронных и оптических изделий, производство электронного оборудования. Важнейшим исключением является производство автотранспортных средств. Здесь лишь в последние два месяца появились слабые признаки оживления после чрезвычайно глубокого спада, причем производство легковых автомобилей пока не перешло к подъему. Спад продолжается и в технологически близком виде деятельности — производстве машин и оборудования, не включенном в другие группировки.
— Как бы вы охарактеризовали структурные сдвиги в промышленности, происходящие сегодня?
— Принято сетовать на гипертрофированное развитие в российской экономике добычи и первичной переработки природных ресурсов в ущерб производству конечной продукции. Опережающий подъем в обрабатывающих производствах по сравнению с добычей полезных ископаемых свидетельствует о позитивных структурных сдвигах в промышленности. Эта тенденция отчетливо проявилась еще в начале пандемии. В целом за два последних кризиса пропорции между добычей и переработкой в российской промышленности значительно изменились в пользу обрабатывающих производств. Антикризисные меры стимулируют спрос, а это способствует росту производства конечной продукции. Вдобавок тому же поспособствовали наши западные партнеры, освободившие для российского производителя ряд ниш на внутреннем рынке. Ограничение спроса на сырье на внешнем рынке, как и ограничение предложения продукции обрабатывающей промышленности — на внутреннем, изменяет соотношение цен производителей в пользу конечной продукции, что также способствует улучшению финансового состояния их производителей.