Люди превысили семь из восьми пределов стабильности Земли: они касаются климата, биосферы, гидросферы, криосферы и связанных с ними циклов углерода, воды и питательных веществ. К таким выводам пришла международная группа ученых, представляющих Потсдамский институт исследований воздействия на климат, Амстердамский институт социальных исследований, Стокгольмский университет и ряд других вузов и научных институтов всех континентов, в недавней статье, опубликованной в журнале Nature.
В качестве эталонного состояния Земли был выбран период голоцена до начала антропоцена — время, когда, по мнению авторов, доминировали уравновешивающие связи основных компонентов земной системы. В расчетах были определены пороговые значения для каждого компонента, при достижении которых небольшие возмущения могут привести к неконтролируемым изменениям, дестабилизирующим всю систему.
Так, один из ключевых маркеров устойчивости — показатель роста средней температуры на планете — уже вышел за порог низкого риска вероятности возникновения переломных моментов. Согласно расчетам, потепление не должно превышать 1,0 °C по сравнению с доиндустриальным уровнем, а сегодня рост составил уже 1,2 °C. Это зона умеренного риска. Выход за лимит в 1,5 °C повлечет за собой необратимые эффекты. Главный из них — превращение глобальных поглотителей углерода в его источники (подразумевается увеличение площади лесных пожаров), что повлечет за собой цепочку дальнейших климатических сдвигов, таких как коллапс гренландского ледяного щита и локальное таяние вечной мерзлоты в бореальной зоне.
Фиксируется также превышение порога изменений в биосфере, хотя ученые подчеркивают, что этот показатель с трудом поддается исчислению. Сегодняшние темпы утраты биоразнообразия в 100–1000 раз превышают те, что были естественными для периода, который последовал за пятым большим вымиранием видов (65,5 млн лет назад, когда вымерли динозавры). Это, в свою очередь, повышает уязвимость наземных и водных экосистем к изменениям климата, а также опосредованно влияет на кислотность океана. По предварительной оценке, сегодня область естественной биосистемы занимает 45–50% площади Земли, тогда как безопасной признана граница в 50–60% с обеспечением равномерного распределения видов. Нарушен и баланс флоры: в среднем естественная растительность должна занимать не менее 20% на каждый квадратный километр и не менее 50% — в уязвимых ландшафтах, однако это условие соблюдается лишь на трети части суши.
Показатели пресноводных экосистем удовлетворительны лишь на 66% территории суши, грунтовых вод — на 53% ее площади. Более чем наполовину превышен лимит поступления азота в поверхностные воды и в наземные экосистемы, что влечет за собой ухудшение качества пресной воды и воздуха. Более чем в восемь раз превышен уровень естественного притока фосфора в океаны, и при дальнейшем повышении этой границы, например до десятикратного значения, увеличится риск возникновения бескислородных явлений в океане, что в течение нескольких столетий приведет к вымиранию видов в этой среде. Максимально допустимый предел люди не нарушили лишь в одной категории — в аэрозольных загрязнителях воздуха.
Два безопасных показателя или более превышены на 52% поверхности суши в мире, что затрагивает 86% населения планеты. В некоторых сообществах наблюдается множество пересечений условных границ безопасности, при этом четыре из них или более актуальны для 28% мирового населения. По словам одного из авторов исследования профессора Джойета Гупты из Амстердамского университета, ключом к выживанию и недопущению перехода красных линий являются справедливость и равноправие, то есть безусловное признание права каждого человека на воду, питание, энергию, здоровье и чистую окружающую среду.
Авторы исследования расходятся во взглядах на то, как следует решать вопрос с обеспечением этих прав. Среди них есть те, кто выступает за работу в рамках существующей экономической модели, известной как «зеленый рост», и есть другая группа, которая утверждает, что эта экономическая система как раз стала главным фактором создания нынешней ситуации, и требует трансформации до модели «построст» (подразумевает снижение экономического роста). Дискуссия только набирает обороты.
Добавим, что впервые подобное исследование ученые проводили в 2009 году. Тогда были нарушены всего три границы: темпы утраты биоразнообразия, изменения климата и вмешательства человека в круговорот азота.